Осторожно: схемы обмана клиентов банков
Краткое содержание :
Для кражи денег с банковского счета придумано много схем. Знать их необходимо для предупреждения кражи ваших денег. По данным Group IB, в 2018 году каждый месяц в России кибератакам подвергались один-два банка. Помимо денег ценность для хакеров представляют персональные данные граждан.
Рассмотрим новые и стандартные схемы мошенничества в отношении банковских счетов и карт.
Новые мошеннические схемы
1. Мошенники звонят с номера телефона, похожего на банковский, и клиента пугают, сообщая, что с его карты или счета пытаются списать деньги. Мошенники предлагают сверить персональные данные и данные карты, затем сообщают о новом номере телефона прикрепленном к «банку-онлайн» несколько дней назад. Данные есть у мошенников, включая данные по счету! Клиент прикрепление нового номера не подтверждает. В эту минуту мошенник предлагает клиенту заблокировать его счет и перечислить деньги на другой счет банка на определенное время клиентом.
2. Мошенники звонят клиентам и просят назвать кодовое слово. Затем они звонят в банк, называют данные клиента, кодовое слово и просят сбросить логин и пароль для входа в банк-онлайн.
3. Вы можете получить SMS-сообщение с данными банка о крупном выигрыше, например, 150 000 рублей. И пишут о необходимости выслать номер карты для перевода выигрыша на счет клиента и пин-код или пароль от кабинета банка-онлайн.
4. Присылают письмо на электронную почту клиента банка и красочно просят пройти опрос о работе Сбербанка. Затем информируют о том, что вы выиграли 500 000 руб. и просят указать данные банковской карты и ее пин-код для перевода выигрыша на счет жертвы или пароль от кабинета банк-онлайн.
5. Внедрение вредоносных программ-шпионов в телефоны и компьютеры клиентов банков.
6. Мошенники могут использовать контролируемые сети Wi-Fi. Они перехватывают передаваемые по ним данные. Кроме того, могут использовать поддельные сайты.
7. Центральный банк России начал активно готовиться к предупреждению краж биометрических данных. Это изображения лиц и образов голоса, которые банки собирают с клиентов для дистанционного обслуживания. Например, Сбербанк обещает, что для визита в банк можно будет показаться камере телефона и произнести несколько фраз, которые предложит программа. Красть смогут без участия клиента, который узнает о списании денег через SMS-сообщение или при проверке состояния счета. Соглашаться ли на предоставление биометрических данных – выбор персональный. Такие виды мошенничества распространения еще не получили: технология новая и проходит обкатку.
Стандартные мошеннические схемы
1. Мошенники активно пользуются технологиями, например, специальными программами для подмены номера телефона. Например номера Сбербанка – 900 или +7 (495)500-55-50. Такие сообщения приходят с номера 9 ОО, а не с 900. Разница в том, что номер мошенника содержит цифру 9 и две большие ОО, то есть 9 ОО.
Жертва, видя знакомый номер банка, теряет бдительность и спокойно отвечает на все вопросы. Просят назвать номер и данные банковской карты для восстановления базы данных. Затем просят дождаться тестовое SMS-сообщение, в котором будет указана сумма на вашем счете. После получения SMS-сообщения просят назвать код.
2. На телефон клиента банка поступает SMS-сообщение с данными банка. В качестве номера отправителя клиент видит номер банка. Сообщение содержит данные о совершении операции по списанию денег со счета клиента. Затем клиенту поступает звонок с номера банка. Звонящий представляется сотрудником банка и сообщает о фиксации попытки взлома банковской карты или счета. Жертве советуют направить в ответ на SMS-сообщение указанный в нем код, добавив через пробел слово «отмена».
После выполнения инструкций мошенников следует списание денег со счета жертвы!
Что делать?
Помните, что сотрудники банка никогда не звонят клиентам с подобными вопросами.
Рекомендую следующие действия:
1. Если вам позвонил мошенник, то скажите, что не можете говорить по телефону и готовы подъехать в офис. Или задайте вопрос: «У вас есть все эти данные в договоре. Зачем мне вам их сейчас говорить?» Мошенник положит трубку. Нужно сообщить в банк о звонке. Это позволит банку проверить ваш счет и систему безопасности.
2. В случае списания денег с вашего счета необходимо обратиться в банк с просьбой заблокировать банковскую карту или доступ в личный кабинет и сообщить о краже денег.
Подайте в полицию заявление о краже денег с банковского счета (ст. 158 Уголовного кодекса). Подробно опишите ситуацию.
Если удастся выяснить, кто совершил кражу, то вы сможете вернуть свои деньги путем подачи гражданского иска в рамках уголовного дела или отдельно в гражданском процессе. Плюс взыщите судебные расходы, затраты на услуги юриста, проценты за пользование чужими денежными средствами.
3. Можно написать претензию в банк о нарушении условий договора в части сохранности денег на счете. Скорее всего банк откажет удовлетворить требования. Обращайтесь в суд.
4. Вы сможете вернуть украденные деньги, если заключили договор страхования на случай кражи денег и выполнили его условия.
5. Вы вправе отказаться от применения ваших биометрических данных.
Итак, если вам поступил подозрительный звонок, лучше всего обратиться в банк лично и позвонить по телефону. Знание схем мошенничества позволит вам быть уверенными при столкновении с мошенниками.
Будьте осторожными!
Кому работодатель обязан ежегодно повышать зарплату читайте здесь