Юридическая защита предпринимателей от проверок
Краткое содержание :
Статья с рекомендациями о том, как предпринимателям выстроить юридическую защиту от проверок контрольно-надзорных органов, связанных с повышением цен.
Защита от «державной биты»
Ценники от поставщиков все увеличиваются, изменения прайса чрезвычайно волнуют клиентов, вдохновляя писать жалобы в надзорные органы, а генпрокуратура объявила о начале массовых проверок. Как защититься от не всегда справедливой «державной биты»?
Грамотно реагируйте на протокол
Главный совет для тех, кто ищет способы юридической защиты от проверок, цель которых – выявить правомерность роста цен, прост: предоставляйте проверяющим первичную документацию, доказывающую поставки по завышенным ценам, и пусть разбирательство идет уже с поставщиками. А еще внимательно читайте протокол или акт осмотра, составленный инспектором. Если какие-то из моментов, отраженных в нем, кажутся вам спорными, но вы в данный момент не можете это аргументировать, вносите напротив каждого пункта пометку «не согласен, расширенные возражения будут представлены отдельно в такой-то срок». Конечно, законодательство позволяет предпринимателю возможность юридической защиты своих интересов и в случае, если он подписал протокол без возражений. Но отстоять свои права будет сложнее.
Приглашайте помощь со стороны
Предчувствуя какие-то сложности и то, что может потребоваться юридическая защита, предприниматель может пригласить бизнес-омбудсмена региона, либо юриста принять участие в проверке со стороны контрольно-надзорных ведомств.
Как показывает практика, в этом случае количество нарушений со стороны инспектора будет сведено к минимуму. Бывает, что ряд пунктов, изначально вменяемых предпринимателю как нарушение, снимается вообще.
Если речь идет о судебном разбирательстве, уполномоченный по защите прав предпринимателей имеет право принимать участие в арбитражных судах как третья сторона, а для участия в гражданских делах может попросить экспертов проанализировать протокол или иную документацию и предоставить заключение, в котором аргументируются возражения на действия инспектора. Бывали случаи, когда предприниматели зачитывали пункты этого письма, и судья вставал на их сторону.
Данные заключения готовят юристы, члены экспертного совета при уполномоченном по правам предпринимателей регионов, которые, как правило, привлекаются активными бизнес-омбудсменами на безвозмездной основе.
Рейды станут массовыми?
Теоретически можно предположить, что количество заявлений от потребителей, недовольных повышением цен, может увеличиться в разы. Означает ли для предпринимателей, что если, скажем, 50 покупателей напишут жалобы, будет проведено 50 проверок и всем потребуется юридическая защита?
Не совсем. У ведомств есть законная возможность объединить проверки, да и вряд ли какой-то из органов власти обладает такими человеческими ресурсами, чтобы отрабатывать каждую жалобу по отдельности.
Правда, формально если контрольно-надзорный орган захочет, он придет 50 раз. Так, в практике одного из российских бизнес-омбудсменов был случай, когда предприниматель нажил себе врагов в виде некоей секты, которая принимала единомышленников со всей России. Они просили каждого из приезжающих написать по жалобе. За год было 90 обращений только в Роспотребнадзор, счет жалоб в другие ведомства пошел на сотни. И по каждому инспекторы были обязаны провести проверки. Правда, этот случай скорее экстраординарный, нежели типичный. К счастью.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: