Гайдукевич Дмитрий Владимирович
Гайдукевич Д. В.Подписчиков: 1598
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг236.6к

Ленд-лиз Второй мировой. Реальная помощь или просто бизнес?

1 677 просмотров
950 дочитываний
45 комментариев
Эта публикация уже заработала 49,99 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В послевоенные годы существования СССР значение помощи, оказанной во время Великой Отечественной войны по ленд-лизу, обычно принижалось, хотя ей и отдавалось должное в победе над Германией в 1945 году.

В современной России, несмотря на то что появилась возможность узнать, как была реализована эта масштабная программа, а также реальные цифры и объемы поставок и сделать выводы о ее значимости для нашей страны, в официальных средствах массовой информации роль ленд-лиза стала еще более несущественной и малозначимой. Постоянно можно услышать мнение, что и без ленд-лиза СССР все равно бы победил нацистскую Германию.

Попробуем разобраться, так ли это.

В книге главы Госплана и члена Политбюро Николая Вознесенского "Военная экономика СССР в период Отечественной войны", вышедшей в 1948 году, утверждалось, что все западные поставки составляли 4% от советского производства за военные годы. Всего через три года после окончания войны недавний союзник по антигитлеровской коалиции именовался в этой книге «ожиревшим на народной крови монополистическим капитализмом Соединенных Штатов Америки». К сожалению, написание этой тенденциозной книги не помогло автору - в 1950 году он был расстрелян в рамках "Ленинградского дела", а в 1954 году реабилитирован.

Цифра в 4% конечно же выглядит несерьезной. И если примерно сравнить американские и советские показатели ВВП за те годы, то получится, что за четыре года объем поставок составил почти 20% от объема производства в СССР.

Зависимость экономики от поставок

Но самое главное даже не порядок цифр. Ленд-лиз покрывал основные потребности советской экономики в таких отраслях как производство бензина, взрывчатых веществ, алюминия, цветных металлов, радиостанций, грузовиков и т. д. Без поставок по ленд-лизу советская экономика произвела бы значительно меньше танков и самолетов, бомб, мин и снарядов, чем это было в действительности, и было бы гораздо труднее применить всю эту технику из-за нехватки горючего, транспортных средств и средств связи.

В гипотетической войне один на один между СССР и Германией, без помощи по ленд-лизу, равно как без отвлечения значительных сил люфтваффе и германского флота и более чем четверти сухопутных сил на борьбу против Британии и США, Сталин вряд ли смог бы победить Гитлера.

Известно высказывание маршала Георгия Жукова:

"Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии".

В годы войны Сталин очень высоко оценивал роль ленд-лиза.

"Я хочу сказать вам, что, с русской точки зрения, сделали президент и Соединённые Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне машины. Соединённые Штаты доказали, что могут производить от 8000 до 10 000 самолётов в месяц. Россия может производить самое большее 3000 самолётов в месяц. Англия производит 3000–3500 в месяц, в основном тяжёлые бомбардировщики. Таким образом, Соединённые Штаты – это страна машин. Без этих машин, полученных по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну".

Особенно ярко выглядит важная роль ленд-лиза при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья в процентном соотношении.

Красноречивые проценты

В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди — 76%, алюминию — 106%, олову — 223%, кобальту — 138%, шерсти — 102%, сахару — 66% и мясным консервам — 480%.

Так же впечатляюще выглядит объем поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей – против 265 тыс. автомобилей, произведенным самим Советским Союзом.

Нормальное функционирование советского железнодорожного транспорта так же было бы невозможно без ленд-лиза. Выпуск паровозов и тепловозов в СССР в годы войны был практически прекращен. По ленд-лизу же в СССР в годы войны было доставлено 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов, что превосходило общее советское производство паровозов в 2,4 раза, а электровозов – в 11 раз. Железнодорожных же вагонов по ленд-лизу было поставлено в 10,2 раза больше советского производства 1942–1945 годов. Почти половина использованных в СССР рельс поступила по ленд-лизу.

Поставлялось с Запада и промышленное оборудование. Из США поступило 38,1 тыс. металлорежущих станков, а из Великобритании – 6,5 тыс. станков и 104 пресса.

По ленд-лизу в Советский Союз было поставлено почти две трети от общего объема производства авиабензина в СССР в период войны. Перед войной бензин в СССР имел октановое число не выше 74, что не годилось для новейших самолетов, тогда как 97% полученного по ленд-лизу авиабензина имело октановое число не ниже 99. Получается, что без поставок по ленд-лизу советская авиация практически осталась бы без горючего.

Также в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, что обеспечило основные потребности Красной Армии. Из США поступило 32 200 мотоциклов, что в 1,2 раза превышало советское производство мотоциклов за 1941–1945 годы, и 409,5 тыс. автомобилей, что в 1,5 раза превышало советское производство в военные годы. 1 мая 1945 года в автомобильном парке Красной Армии поставленные по ленд-лизу машины составляли 32,8% (58,1% составляли машины отечественного производства и 9,1% – трофейные автомашины).

Студебеккер и катюша

С учетом же большей грузоподъемности и лучшего качества роль американских автомашин была еще выше. "Студебеккеры", в частности, использовались в качестве артиллерийских тягачей. Кроме того, советские системы залпового огня "Катюши" ставились почти исключительно на шасси "Студебекерров" (20 тыс. установок), тогда как на шасси советских грузовиков ЗИС-6 было поставлено лишь 600 "Катюш".

Не стоит недооценивать и поставки продовольствия. Всего по ленд-лизу было получено 610 тыс. тонн сахара, т. е. почти 30% всего сахара, потребленного в СССР в годы войны. Было поставлено 664,6 тыс. тонн мясных консервов – легендарной американской тушенки. Это было больше, чем совокупное советское производство всех консервов в годы войны. Еще из Америки поступило 268,5 тыс. тонн свиного сала, 219 тыс. тонн лярда, 105 тыс. тонн меланжа и много других продуктов. Красная Армия снабжалась в значительной мере за счет поставок по ленд-лизу, часть доходила и до работников тыла.

Чтобы по-настоящему оценить значение ленд-лиза для советской победы, надо только представить себе, как бы пришлось воевать Советскому Союзу, если бы никаких поставок по ленд-лизу вообще не было. Так вот, без ленд-лиза в распоряжении Красной Армии не было бы одной трети боеприпасов, половины самолетов и половины танков. Плюс к этому наблюдались бы постоянные перебои с автомобильным и железнодорожным транспортом. Также советские войска гораздо хуже бы управлялись, испытывая дефицит радиостанций, и постоянно голодали бы без американской тушенки.

Даже пуговицы на шинелях наших солдат были в основном из Америки – за годы войны их было поставлено более 250 миллионов штук.

Конечно, ленд-лиз не был единственным условием победы. Требовались еще заводы, станки и рабочие, которые могли производить танки, самолеты и другое вооружение из сырья и материалов, поставленных союзниками. Требовалась многомиллионная Красная Армия, которую можно было вооружить и бросить в бой. Требовалась огромная советская территория, которую немцы не могли оккупировать даже после уничтожения почти всех довоенных советских войск, и необъятные людские ресурсы для восстановления армии.

Изначально Закон о ленд-лизе подразумевал, что оставленные материалы (оборудование, военная техника, сырьё и другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате. Переданное же рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Что заплачено по счетам

Можно услышать мнение, что США могли бы гораздо быстрее начать оказывать нам помощь. Но не надо забывать, что помимо колоссальных сложностей с налаживанием производства и инфраструктуры для таких масштабных поставок, у союзников были очень серьезные основания для сомнений: в то время когда Великобритания уже как год в одиночку воевала с Германией, СССР в это же время в активно сотрудничал с ней. Поэтому решение о поддержке СССР, перед тем как оно было принято, вызвало серьезные споры в тогдашнем руководстве в Америке.

В ходе войны США поставили в СССР продукции на общую сумму в 11,3 млрд долларов. После Победы в обстановке уже начавшейся «холодной войны» американцы потребовали возмещения незначительной доли поставок. Сумма, которая дважды снижалась в результате переговоров, по состоянию на 1951 год составила 800 млн долларов (около 7% затрат США).

Используя различные способы затягивания переговоров, советская сторона подписала соглашение о порядке платежей только в разгар «разрядки», в 1972 году, после чего было уплачено менее 50 млн и платежи были прекращены в ответ на принятие Конгрессом знаменитой «поправки Джексона-Вэника».

Во время очередного улучшения отношений в начале 1990-х США согласились отсрочить выплаты до 2030 года и установить сумму в 722 млн. (т.е. около 675 млн. с учетом уже уплаченного).

Самое интересное, что доллар 1970-х годов примерно в 10 раз, а нынешний — в 15 раз дешевле доллара времен войны. Следовательно, речь идет об уплате примерно 0,6% от той суммы, которую потратили США на помощь своему союзнику, который еще много лет после окончания войны использовал американское оборудование, автомобили, средства связи и другую продукцию.

источники: историк, diletant.media

45 комментариев
Понравилась публикация?
101 / -17
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 45
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Sagdullaev Nodirbek
Подписчиков 386
17.10.2023, 20:29
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг493.9к
Подробнее
Неинтересно
00:14
Поделитесь этим видео
0
0
Данилова Мария Николаевна
Подписчиков 424
09.05.2024, 15:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Подробнее
Неинтересно
04:12
Поделитесь этим видео
0
4
Николай Che🍒решнев.
Подписчиков 6321
27.03.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.7М
Приветствую не пожалевших немного времени на моей страничке. Надеюсь, вы не будете разочарованы.
Подробнее
Неинтересно
03:07
Поделитесь этим видео
-33
337
Sergei
Подписчиков 2555
19.02.2024, 13:08
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.7М
Где-то статью читал про женщин после войны, про солдаток. Что их вроде замуж ...
Подробнее
Неинтересно
0
93
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 405
14.12.2023, 17:36
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг654к
Во время предвыборной речи во вторник утром в округе Колумбия Байден, чья поддержка ...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Шевчук Ирина Владимировна
Подписчиков 1121
08.11.2023, 14:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
В 95 километрах от г. Ростов-на-Дону, на берегу реки Миус, расположился крупный посёлок Матвеев-Курган.
Подробнее
Неинтересно
0
3