Подать документы в суд во время коронавируса
Краткое содержание :
Принимая живое участие в борьбе с коронавирусом Верховный суд РФ и соответственно суды субъектов РФ практически полностью ограничил посещение гражданами судебных органов. Подать документы по-новому или текущему делу через канцелярию суда временно нельзя.
Чтобы реализовать право на судебную защиту, можно отправлять документы по почте, либо использовать онлайн-сервисы ГАС "Правосудие" и "Мой арбитр".
Подать документы в суд по почте
Отправить документы в суд по почте можно было и ранее, но в условиях карантина этот способ отправки документов при карантине по коронавируса стал очень актуален. Для этого нужно знать адрес суда. Его можно уточнить через онлайн-сервис ГАС "Правосудие", либо через определения и постановления суда по текущему делу, либо использовать сведения из сети интернет (Необходимо перепроверять, возможно устаревшие или некорректные данные). Вот основные правила для направления документов по почте:
• если подается новый иск или жалоба, копии всех документов нужно сначала направить второй стороне (квитанцию нужно приложить к основному комплекту документов);
• заверять копии документов у нотариуса не обязательно, так как в основное заседание все равно придется подавать оригиналы;
• документы по почте нужно отправить заказным или ценным письмом с описью вложений;
• квитанцию об отправке документов в суд нужно сохранить, так как по ее дате можно исчислять процессуальные сроки.
Порядок приема документов из-за коронавируса не изменился. Если подавался иск или жалоба, в течение 15 дней будет вынесено определение о возбуждении гражданского дела (если все документы соответствуют ГПК РФ). На период коронавируса рассмотрение гражданских дел приостановлено, поэтому о дате предстоящих заседаний можно узнать из повесток или определений суда, из карточки дела на сайте судебного органа.
Подать документы в районный или мировой суд электронно
Электронное правосудие доступно гражданам уже с 2017 года, а на период коронавируса Верховный суд РФ прямо рекомендовал использовать такой способ подачи документов.
Все основные действия нужно осуществлять через онлайн-систему ГАС "Правосудие". Вот основные правила для работы с этой системой:
• в форме поиска на стартовой странице можно выбрать любой районный или мировой суд, перейти на его сайт;
• на сайте суда нужно зарегистрировать в личном кабинете;
• для регистрации можно использовать аккаунт на портале госуслуг (ЕСИА), либо ЭЦП (ее можно получить через удостоверяющий центр);
• после регистрации можно пользоваться всеми функциями электронного правосудия.
Имеется разница между регистрацией по ЭЦП или через портал госуслуг.
При наличии ЭЦП электронный документ приравнен по силе к письменному документу. Суд может затребовать оригиналы только при наличии сомнений в достоверности документов.
По аккаунту госуслуг можно заверить только электронные образы документов (скан-копии). В этом случае нужно обязательно представить оригиналы в судебное заседание. Скан-копии, заверенные через аккаунт госуслуг, не будут иметь юридической силы без подтверждения оригиналами.
В личном кабинете нужно выполнить следующие действия:
• нужно выбрать тип документа (например, исковое заявление, жалоба, ходатайства и т.д.);
• необходимо указать статус заявителя (физическое лицо, ИП, организация и т.д.);
• заполнить карточку истца или заявителя (необходимо заполнить сведения во всех полях, так как иначе система откроет следующее меню);
• нужно выбрать статус ответчика и заполнить его карточку (в этом меню необходимо указать личные или регистрационные данные ответчика, его идентификационные признаки – ИНН, СНИЛС и т.д.).
После прохождения указанных стадий откроется меню для загрузки документов. Отсканированные копии нужно сохранить в формате PDF с размеров не более 30 МБ. Количество документов, которые можно направить электронно, не ограничено.
В меню указаны основные правила для прикрепления документов. Когда весь комплект будет загружен в систему, нужно подтвердить отправку ЭЦП или через аккаунт госуслуг.
О получении документов суд направит уведомление по электронной почте. Можно отслеживать ход рассмотрения дела через карточку в личном меню. Если документы подаются в рамках текущего дела, необходимо обязательно указать его номер. Разбирательство дел в электронном формате не допускается, поэтому о дате и времени заседания стороны уведомляются повестками или определениями.
Подать документы в арбитраж электронно
В арбитражном суде обычно рассматриваются споры между организациями и ИП. Однако и физическим лицам (гражданам) нужно обращаться в арбитраж при банкротстве. Для подачи документов в арбитражный суд нужно использовать онлайн-систему "Мой арбитр". Порядок заполнения карточек и элементов меню не отличается от работы с системой ГАС "Правосудие". Для регистрации и подписи документов также можно использовать ЭЦП или аккаунт на сайте госуслуг.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: