Куда везёт общественный транспорт?
Общее понимание проблем городского транспорта, в том числе трамвая и троллейбуса, позволяет точно сформулировать цели, разработать средства их достижения и привлечь возможно большее число сторонников. В конечном итоге то, что хорошо для ГЭТ — хорошо и для пассажира, и для города. Речь идёт не столько о «ведомственном интересе», сколько о качестве жизни в наших городах.
Что мы имеем? Мы имеем Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России). Почтовый адрес (отправка корреспонденции):109992, Москва, ул. Рождественка, д.1, стр.1, справочная +7 (499) 495-00-01. Министр: Савельев Виталий Геннадьевич. Министр имеет 6 заместителей, 5 помощников и советников. В Министерстве 18 департаментов.
И при этом:
1. Отсутствие федеральной отраслевой политики.
Проблема: Городской транспорт общего пользования, осуществляющий более 90% перевозок пассажиров в России (из них трамвай — 15%, метрополитен — 17%, троллейбус — 18%), не выделяется в самостоятельную отрасль. Основное внимание Министерство транспорта уделяет водным (доля в перевозках — 0,1%), воздушным (0,2%) и железнодорожным (6,3%) перевозкам. Несмотря на то, что качество общественного транспорта напрямую определяет качество жизни городского населения РФ (70% населения), законодательно ответственность за организацию пассажирских перевозок переложена на муниципальные и региональные власти. Отсутствует федеральное рамочное законодательство, определяющее цели и задачи развития ГПТ. Необходимо установить ответственность федеральных органов власти в РФ за минимальный уровень качества транспортного обслуживания в городах России, необходимы рамочные законы в этой отрасли.
2. В России ликвидирована система наказания за безбилетный проезд. Транспортировка пассажиров в населённых пунктах организовывается муниципальными структурами и коммерческими компаниями, поэтому наказания за проезд без билетов утверждаются местными структурами власти. Фактически, после изменений в законодательных нормах, коммерческие перевозчики, организовывающие автобусные сообщения в большинстве областей РФ не вправе оформлять акты о неправомерных действиях пассажиров за переезды без билетов или заставлять предъявлять паспорта для идентификации личности провинившегося.
3. Неравная конкуренция с «коммерческими» перевозчиками. После смены социально-экономического курса страны в пользу "рыночной" экономики в начале 90-х годов официальным курсом либерального правительства при поддержке партий власти, будь то "Демократическая Россия" или "Единая Россия" был курс на уничтожение государственного и муниципального общественного транспорта. По сравнению с предприятиями ГЭТ, коммерческие перевозчики: а) не имеют обязательств перед пассажирами (т.е. работают только там и тогда, когда наиболее выгодно — «снимают сливки»), тогда как ГЭТ выполняет социальные рейсы в вечернее время и по малозагруженным маршрутам для обеспечения стандартов качества транспортного обслуживания; б) не контролируют и не учитывают выручку, что приводит к перетоку средств «в тень» в обход городского бюджета; в) облагаются налогом на вменённый доход — т.е., во много раз меньшим, чем предприятия ГЭТ (и эта система меняется с 2021 года с непонятным результатом); г) не оплачивают инфраструктуру (остановочные павильоны и информационные системы для пассажиров).
Как показывает практика так называемых «рыночных отношений» муниципальный транспорт в крупных городах практически уничтожен.
4. Недостаточное обновление подвижного состава. Например, в России из 8500 трамвайных вагонов (эксплуатация) более 70% (6000) являются полностью изношенными и требуют незамедлительной замены (срок службы превышает 15 лет). Для планового обновления подвижного состава трамвая требуется около 600 вагонов в год, для устранения отставания в обновлении подвижного состава в течение 5 лет — дополнительно ещё 600 вагонов, итого — 1200 вагонов. Фактическое суммарное производство вагонов трамвая в России за последние 10 лет в среднем не превышало 100-200 вагонов в год. Аналогичная ситуация (с цифрами немного другого порядка) сложилась на троллейбусном транспорте.
В Министерстве 18 департаментов, есть департаменты в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, речного и морского транспорта и т.д. Только городской общественный транспорт вроде сироты при богатом родителе.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты