ЕАЭС и РФС: спустя 5 лет до нашего футбола наконец дошло, что жители ЕАЭС не иностранцы. А до Вас?
Краткое содержание :
Смотрел тут как-то матч чемпионата России по футболу. У комментаторов зашёл спор по поводу соблюдения одной из играющих команд лимита на легионеров. Один из них насчитал на поле 9 иностранцев, а второй тыкал его носом в тот факт, что он неправильно включил в их число футболиста с паспортом республики Армения. Спор не получил дальнейшего продолжения (возник острый момент, и они вернулись к своим прямым обязанностям), оборвавшись на фразе: «В союзное государство входят Россия и Белоруссия, так что иностранцами не являются только белорусы».
Жаль, что продолжения не было, но, как говориться, товарищ был не прав. Единого государства России и Белоруссии на сегодняшний день пока не случилось, хотя и объявлено об этом было более 20 лет назад. Но при этом уже почти 6 лет (с 1 января 2015)
граждане Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России являются гражданами Евразийского союза, и на территории этих стран иностранцами не являются.
Это вытекает из условий Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) и положений законов Российской Федерации, приведенных в соответствие с требованиями данного договора. Граждане государств-членов практически приравниваются к россиянам (ст. 97 Договора о ЕАЭС), в частности:
1) им не нужно получать ни патент, ни разрешение на работу в РФ;
2) документы об образовании этих стран признаются в РФ без проведения процедур их признания. Исключение - педагогическая, юридическая, медицинская или фармацевтическая деятельность, для занятия которыми нужно пройти процедуру признания документов об образовании;
3) документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные в странах ЕАЭС, признаются в РФ;
4) социальное страхование трудящихся и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан РФ. Трудовой (страховой) стаж засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Пенсионное обеспечение регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также согласно отдельным международным договорам между государствами-членами (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС);
5) для приема на работу специалистов из этих стран российской организации не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных сотрудников (подп. 1 п. 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон № 115-ФЗ).
6) граждане стран ЕАЭС в течение 30 суток с даты въезда в РФ освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
При этом если срок пребывания гражданина страны ЕАЭС на территории РФ составит свыше 30 суток с даты въезда, он обязан встать на миграционный учет по месту пребывания (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", далее - Закон № 109-ФЗ). Для постановки иностранного гражданина на учет работодатель должен уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии (абз. 1 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Срок временного пребывания (проживания) на территории РФ определяется сроком действия трудового договора (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
По общему правилу направить такое сообщение необходимо в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (п. 1, 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
В некоторых случаях иностранцы самостоятельно уведомляют МВД России о своем прибытии. Например, если у иностранного гражданина в собственности имеется жилое помещение на территории РФ и он может заявить это помещение в качестве своего места пребывания (ч. 3, 3.1, 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Кроме того, работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД России, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с иностранцем трудового договора. Срок для уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
РФС привёл-таки свои регламенты в соответствие с союзным договором с опозданием в 6 лет
Минспорта России в рамках выполнения рабочих норм Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Приказом Министерства спорта РФ от 3 декабря 2019 года № 1022 снял статус легионеров во внутренних российских соревнованиях с граждан стран, входящих в ЕАЭС.
Ещё 11 декабря 2018 года суд ЕАЭС вынес решение о недопустимости ограничений на участие спортсменов, являющихся гражданами государств Союза, в национальных спортивных соревнованиях. Суд постановил, что лимиты на легионеров не должны распространяться на граждан Союза.
Несмотря на однозначность судебного решения его выполнение проходило (и проходит) по очень странной траектории: формально выполнили, а по сути – как всегда.
Решение министра РФ Павла Колобкова по этому вопросу состоялось быстро, но было урезанным: статус легионеров в главных российских лигах, таких как футбольная РПЛ и хоккейная КХЛ, сняли только с белорусов. По остальным гражданам Союза решения не было.
Сейчас решение суда ЕАЭС выполнено полностью, но только в футболе. Когда оно будет выполнено в полном объёме – одному богу известно.
Если Вам интересны мои публикации, переходите на страницу со списком всех моих публикаций.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты