Турова Елена Александровна
Турова Е. А.Подписчиков: 203
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4513

Снижение платы за обучение в вузе по Скайпу вместо очного

1 344 просмотрa
768 дочитываний
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 40,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать


Вопрос, который сейчас волнует многих и многих студентов, родителей, преподавателей – вправе ли студенты, получающие высшее или среднее профессиональное образование, рассчитывать на снижение платы за обучение по договору на оказание образовательных услуг в связи с переходом на дистанционное обучение из–за коронавирусной пандемии, ведь обучение стало не очным, а удаленным, через Интернет, да и не того качества, на которое рассчитывали, но по «доковидным» ценам.

В этой связи в ноябре 2020 года более двух десятков студентов-контрактников Московского госуниверситета подготовили коллективный иск к вузу. Студенты потребовали перерасчета платы за обучение в сторону уменьшения из-за снижения, как они считают, качества образования в онлайн-формате.

Основанием иска послужил договор на оказание платных образовательных услуг, по условиям которого учащиеся имеют право посещать лекции, пользоваться библиотекой МГУ, общаться с преподавателями лично по учебным вопросам, вести практическую и лабораторную работу. Кроме того, во время дистанционного обучения постоянно происходили технические сбои, а преподавательский состав оказался не подготовлен, как считают учащиеся, к высокой степени информационной и коммуникативной активности.

Сообщается, что в вузе отреагировали на информацию о возможном иске пресс-релизом. В нем сказано, что МГУ принял "исчерпывающие меры" для сохранения качества обучения и соблюдения всех предписаний и стандартов, а виртуальная платформа работала "успешно".

В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, в свою очередь, заявили: решение о перерасчете или отказе в нем вузы принимают самостоятельно.

При этом ранее ведомство в письме от 22 апреля 2020 г. № МН-3/26-ДА «О направлении разъяснений» обозначило следующую позицию по данному вопросу: «В соответствии с частью 5 статьи 54 федерального закона «Об образовании» организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об образовании с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

При этом основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Кроме того, уменьшение стоимости платных образовательных услуг осуществляется по требованию заказчика (физического и (или) юридического лица, заказывающего платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора об образовании) в случае обнаружения недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), а также, если организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся, нарушила сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок (пункты 17 и 19 Правил оказания платных образовательных услуг)».

А вот формулировка одного из региональных ВУЗов в ответ на требование обучающего о снижении стоимости обучения за трёхмесячный период применения исключительно дистанционного обучения, включая и производственную практику: «Применение дистанционных образовательных технологий не является изменением формы обучения. Образовательная программа реализуется в полном объёме».

Примечательно, что дистанционное образование в данном случае применялось при подготовке специалистов по профессии из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Насколько правомерны действия образовательных учреждений?

Очевидным следует признать тот факт, что при дистанционном образовании договор о предоставлении платных образовательных услуг в форме очного обучения не выполняется полном объёме: отсутствует непосредственный контакт студента с педагогом, студент не пользуется соответствующими аудиториями, учебными материалами и специальным учебно-производственным оборудованием, библиотекой, лабораторией, и т.д.

А вот у учебного учреждения в этой связи возникает некоторая экономия: сокращаются расходы на организацию учебного процесса, включая, например, расходы на оплату коммунальных услуг, сокращаются расходы на эксплуатацию мощностей, используемых в образовательном процессе.

В юридическом сообществе предлагаются следующие способы правового воздействия на учебные учреждения при предъявлении требования о снижении (перерасчёте) стоимости обучения при переходе с очной на дистанционную форму обучения.

1. Применить к спорному правоотношению положения закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1"О защите прав потребителей", а также пункты 17 и 19 постановления Правительства РФ от 15 августа 2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Но тут придётся доказать недостатки образовательной услуги – уменьшение объема часов, сроков проведения сессии, предусмотренных учебным планом, сбои при обучении через Интернет, отсутствие участия преподавателя при дистанционном обучении, обучение проводится не в том месте и не в тех условиях, которые указаны в договоре, программе обучения или учебном плане, иные обстоятельства, ухудшающие качество оказываемой образовательной услуги.

Существенным обстоятельством в пользу студента здесь может стать отсутствие при заключении и исполнении договора обязанности студента по обеспечению самого себя техническими условиями для дистанционного обучения: компьютером, связью (включая её оплату), веб-камерой, а значит об этом должен позаботиться инициатор – как минимум вуз и компенсировать студенту затраты или предоставить необходимое оборудование и средства.

2. Вариантом решения данного вопроса может стать и изменение условий договора в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьёй 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае судом должны быть установлены такие обстоятельства, что если бы стороны знали о них заранее, то не вступили бы в договорные отношения или заключили договор на иных условиях.

Возможно, это приемлемо для учебных учреждений, где готовят специалистов по профессии из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3. Студентам также советуют фиксировать и записывать при обучении по Скайпу задержки звука, обрывы видеосвязи и прочие недостатки использования бесплатных или дешевых тарифов сервисов и потребовать частичного возврата стоимости обучения в связи с неспособностью обеспечить адекватные каналы видеосвязи и, как следствие, значительным ухудшением качества образовательной услуги учебного учреждения.

Каковы шансы положительного исхода дела в пользу студентов в судебном процессе по выше перечисленным основаниям?

Дело в том, что в действующем законодательстве, регламентирующем образовательную деятельность, нет чёткого законодательного определения дистанционной, очной, заочной форме обучения. Поэтому главным контраргументом со стороны образовательного учреждения ожидаемо станет следующая позиция (цитата): «Да, действительно, в вашем договоре указано, что вы приняты на очную форму обучения. И, конечно, вам обязаны оказывать услуги очно. Но дистанционное обучение – это не какая-то иная форма обучения, это способ реализации образовательных программ (ст. 16 Закона об образовании). То есть условия договора не изменяются. По-хорошему даже допсоглашения к договору не нужно заключать».

Более того, вузы заявляют, что их расходы даже увеличились или перераспределились в связи с использованием новых технологий, зарплаты преподавателям также платятся. То есть веских оснований снижать стоимость обучения у них нет.

Ситуация, конечно, может разрешиться после принятия соответствующего нормативно-правового акта. В настоящее врем Государственной думой РФ рассматривается законопроект, согласно которому организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана будет снизить стоимость платных образовательных услуг в случае временной (более двух рабочих недель подряд) реализации образовательных программ высшего образования с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, по которым не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе в случае угрозы возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части.

«Так как не разработаны четкие стандарты такого обучения, то по факту часть вузов перевели студентов практически на заочную форму обучения, отправляя задания студентам и собирая их ответы, по минимуму привлекая преподавателей. При этом сохранив оплату, как заочное обучение», – говорится в пояснительной записке к законопроекту

Порядок снижения стоимости платных образовательных услуг в указанном случае будет устанавливаться локальным нормативным актом образовательной организации.

Законопроект зарегистрирован и направлен председателю Государственной думы 12 декабря 2020 года, поэтому увидеть его в действии удастся относительно не скоро, и удастся ли вообще?

14 комментариев
Понравилась публикация?
27 / -2
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 14
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Петр Сумин
Подписчиков 760
21.05.2024, 06:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.3к
Честно говоря, я давно слежу за творчеством писателя Игоря Галилеева, признанного "Автором года" в 2022 году,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Авраменко Станислав Сергеевич
Подписчиков 4171
12.05.2024, 00:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Очередной жертвой несправедливой алиментной системы России стал Павел Прилучный. Актер ...
Подробнее
Неинтересно
-1
143
Владимир
Подписчиков 4903
26.04.2024, 08:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.5М
Сальма Хайек — мексиканская актриса, продюсер и модель, обладательница впечатляющего ...
Подробнее
Неинтересно
0
10
Михаил
Подписчиков 344
25.04.2024, 22:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг535.7к
Подробнее
Неинтересно
01:00
Поделитесь этим видео
0
0
Borey
Подписчиков 1885
25.04.2024, 21:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.4М
По подсчетам экспертов, численность населения РФ сильно сократится к 2050 году, а с ввозом ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Федосимова Ольга
Подписчиков 28
23.04.2024, 05:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг34.4к
Выбор направления для следующего путешествия зачастую похож на волшебство: тысячи возможностей,...
Подробнее
Неинтересно
0
12
Смирнова Елена Михайловна
Подписчиков 8736
05.04.2024, 08:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.2М
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2020 должник признаннесостоятельным (банкротом)
Подробнее
Неинтересно
0
1