Выездная налоговая проверка физического лица. Что нужно знать?
Краткое содержание :
Фото из Яндекс. Картинки.
Эта тема обширна, интересна и многозначна. Налоговый орган уполномочен следить за порядком и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующие субъекты, и самая интересная часть здесь – это выездные налоговые проверки.
В отношении юридических лиц фискальные органы особый интерес проявляют к НДС / налогу на прибыль; к физическим же лицам интереса фактически нет.
Практики мало, но она есть, и интересуют налоговиков немаленькие суммы. Большинство решений в судах (арбитраж – для юридических лиц и районный суд – для взыскания недоимки с физических лиц) принимаются в пользу фискального органа.
Правовая основа
О порядке выездной налоговой проверки указано в ст.89 НК РФ, согласно которой:
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
- Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.
- Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. (У физических лиц это как правило только НДФЛ)
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ.
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
С полным содержанием этой статьи вы вправе ознакомиться по ссылке:
Что нужно знать?
1. Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках»;
2. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
3. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случая, что начальник Инспекции выносит решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Оно должно быть обоснованным;
4. Основная причина, почему дела в суде у фискального органа «разваливаются», является несоблюдение процедуры рассмотрения материалов проверки, из-за чего вышестоящий налоговый орган или суд могут признать ненормативный акт налогового органа недействительным; так, это может быть и ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Суд по большей части, выступает не в пользу ФНС.
5. Еще одна причина, по которой можно поспорить с налоговиками в судебном органе – не ознакомили со всеми материалами проверки, в связи с чем, не подали мотивированные возражения
Налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий.
Об этом говорит ст.100 НК РФ:
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
6. Также отменяются решения налоговиков и по причине несоблюдения сроков проверки.
Единого мнения до сих пор нет, но есть судебные решения и в пользу налогоплательщика.
Судебные органы, рассматривая налоговые споры, тщательно анализируют позицию обеих сторон, конкретные обстоятельства судебного дела. Оспаривание по формальным признакам может закончиться и удачей для налогоплательщика.
Благодарю за внимание!
Понравилась публикация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: