Инспекторам дали новые права для проверки организаций
Краткое содержание :
Итак, некоторое время назад наступило 1 июля, а с ним и новые законодательные нормы, вступившие в силу с этой даты. Одним из законодательных нововведений стал вступивший в действие новый закон о проверках.
Что изменилось в действующем законодательстве?
С 1 июля инспекторы станут проводить проверки компаний без предупреждения гораздо чаще. Законодательно установлены несколько новых видов контроля, а также ряд профилактических мероприятий. Ряд видов контроля инспекторы будут проводить в онлайн-формате. Все это в соответствии с федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Причём все проверки, которые были запланированы в прошлом году, но проведение которых планировалось начиная с 1 июля 20212 г., будут проводиться по новым правилам. Также с 1 июля обжаловать решения инспекторов по результатам проверок необходимо по новым правилам.
Новые проверки
В соответствии с новыми правилами будут проводится, например, пожарная, санитарная и трудовая проверки. Также в соответствии с новыми правилами будет осуществляться надзор в сфере образования и лицензионный контроль (ч. 4, 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
Причём при проведении лицензионного контроля новые правила будут действовать не только при проведении плановых, но и при осуществлении внеплановых проверок. Однако если компания регулярно осуществляет подтверждение факта, что её деятельность соответствует лицензионным требованиям, плановые проверки в такой организации проводиться не будут (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
Не будут проводиться по новым правилам налоговые, таможенные, валютные проверки, проверки закупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, в сфере корпоративных отношений в АО. Эти проверки будут проведены в соответствии со специальными нормативными актами (ч. 4, 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
Когда будет проверка
Как плановые, так и внеплановые проверки будут проводиться как и до 1 июля 2021 г. Что именно проверять, с какой частой проводить проверки, будут определять инспекторы.
Для такового определения инспекторы будут применять риск-ориентированный подход. На основе полученных категорий риска будут проводиться плановые проверки, а на основе индикаторов риска – внеплановые.
Утверждение вышеуказанных индикаторов риска по видам контроля отдано соответствующим контрольным ведомствам (ч. 10 ст. 23, ч. 1 ст. 65 Закона № 248-ФЗ).
Так, МЧС ввело два основных индикатора риска, согласно которым организация может быть заподозрена в нарушении установленных пожарных требований. Например, если дважды за месяц будет зафиксировано ложное срабатывание АПС на объекте с массовым пребыванием людей, такой объект посетят инспекторы для проведения внеплановой проверки.
Плановая проверка
С какой периодичностью проводить плановые проверки, инспекторы решат, опираясь на категорию риска. Таковых установлено шесть:
- Чрезвычайно высокий риск. В год будет проведено от 1 до 2 проверок.
- Высокий риск. От 1 проверки раз в 2 года до 1 проверки раз в 4 года.
- Значительный риск. Средний риск. Умеренный риск. От 1 мероприятия раз в шесть лет до 1 мероприятия раз в три года.
- Низкий риск. Организацию проверять не будут.
Если для организации не установлена категория риска, планово её проверять не будут (ч. 5 ст. 3, ч. 1 ст. 23, ч. 3 ст. 24, ч. 2–6 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).
Если организация желает уточнить присвоенную ей категорию риска, ей следует направить запрос в контрольный орган. Ответ должен быть предоставлен в течение 15 рабочих дней. В направленном в ответ на запрос ответе должны указать не только присвоенную категорию риска, но и информацию, на основании которой данная категория была присвоена (п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806).
Внеплановая проверка
Внеплановая проверка будет проведена в случае наличия основания из части 1 статьи 66 Закона № 248-ФЗ.
- Проверяющие получили сведения о причинении или угрозе вреда по итогам проверки без участия организации или от граждан, организаций, СМИ или органов власти. Проверка будет проведена в соответствии с п. 1, ч. 1, ст.ст. 57, 58–60, ч. 12, ст. 66.
- Организация попала под параметры индикатора риска или отклонилась от них. Проверка будет проведена в соответствии с п. 1, ч. 1, ст. 57.
- Проверяющие получили поручение Президента или Правительства. Проверка будет проведена в соответствии с п. 3, ч. 1, ст. ст. 57, 62.
- Проверяющие получили требование прокурора. Проверка будет проведена в соответствии с п. 4, ч. 1, ст. ст. 57, 63.
- Истёк срок исполнения решения по предыдущей проверке. Проверка будет проведена в соответствии с п. 5, ч. 1, ст. 57.
- Наступило событие из программы проверок. Проверка будет проведена в соответствии с п. 6, ч. 1, ст. 57.
Для проведения проверки, в т.ч. документальной, инспектору не нужно получать согласие прокуратуры, за исключением случаев, когда организация причинила вред жизни и здоровью граждан, попала под параметры индикатора риска или отклонилась от них (ч. 7, ст. 25, ст. 58–64, ч. 1, 2, ст. 66, ч. 9, ст. 72, Закона № 248-ФЗ).
Виды проверок
До 1 июля 2021 г. инспекторами применялось четыре вида контроля. Теперь их стало семь.
- Выборочный контроль. В этом случае, уведомление о визите инспектора не производится. При осуществлении данного вида проверки, инспектор проводит инструментальное обследование или отбор проб образцов продукции, с целью определения степени ее безопасности, а так же качества. При этом инспектор вправе проверить не только реализующие товары организации, но и тех кто осуществляет хранение товаров. Каких либо установленных сроков проведения данной проверки нет. Т.е. инспекторы располагают таким временем, которое им нужно на взятие проб и проведение необходимых экспертиз. При этом взятие проб должно быть проведено в присутствии руководителя организации, либо её представителя. Для проведения данного вида проверки, инспекторы имеют право привлечь экспертов и специалистов (ст. 69 Закона № 248-ФЗ).
- Инспекционный визит. Проверка проводится в течение одного рабочего дня. Информацию о проведении данной проверки можно будет посмотреть в реестре проверок. При проведении проверки инспектор имеет право осматривать помещения организации, истребовать необходимые документы, производить опрос сотрудников, брать с сотрудников письменные объяснения. При этом он не имеет права отбирать какие-либо пробы, назначать проведение любого вида экспертиз, экспериментов или испытаний. Данную проверку инспектор может проводить в формате онлайн, например используя различные средства аудио-и видеосвязи, такие как Skypе, WhatsApp, и т.п. (ст. 70 Закона № 248-ФЗ).
- Мониторинговая закупка. Инспекторы, без всякого предупреждения наносят визит в организацию, осуществляя контрольную закупку товара, либо заказ услуги. После этого, инспектор обязан представиться и предъявить служебное удостоверение, а так же копию решения о проведении данной проверки. Представившись, инспектор составляет протокол на месте и направляет приобретённую в рамках проверки продукцию, либо результаты работ или услуг для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы. При проведении данного вида проверки инспектор имеет право проведения фотосъёмки, видео-и/или аудиозаписи (ст. 68 Закона № 248-ФЗ).
1. Если представленные организацией сведения, по мнению инспекторов не являются полными и достоверными.
2. Без проведения выездной проверки, не представляется возможным произвести должную оценку выполнения организацией обязательных требований.
Также законодательством проверяющим предоставлено два способа узнать как работает организация бесконтактным способом. О проведении таковой проверки организации сообщать не будут.
1. Мониторинг безопасности. При проведении такого вида проверки инспектор запрашивает сведения из различных государственных и муниципальных баз данных, а также у других организаций, используя межведомственное взаимодействие. При нахождении каких-либо нарушений организацию ожидает внеплановая проверка, хотя возможно обойтись и предписанием либо предостережением (ст. 74 Закона № 248-ФЗ).
2. Выездное обследование. С целью выявления нарушений, проверяющие произведут внешний осмотр объекта проверки. Если внешний осмотр выявит какие-либо признаки нарушений (например правил ношения маски при обслуживании покупателей), проверяющий имеет право сразу провести контрольную закупку, если это позволяет положение о виде контроля (ст. 75 Закона № 248-ФЗ).
Полномочия проверяющих
При проведении каждого вида проверки проверяющий наделяется ограниченным перечнем полномочий: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб, инструментальное обследование, испытание, экспертиза и эксперимент (ч. 1 ст. 65 Закона № 44-ФЗ).
Как избежать проверки
1. Организация может получить заключение о соответствии обязательным требованиям. Для этого необходимо заказать у аккредитованной организации проведение проверки. Если нарушений выявлено не будет, организация получает об этом заключение. На период действия данного заключения, плановых проверок не проводится (ч. 3 ст. 54 Закона № 248-ФЗ).
Правда механизм определяющий методику использования этого способа ещё не определён, хотя это в РФ распространённое явление.
2. Организация может получить членство в СРО. Для этого организации необходимо заключить соответствующее соглашение с контрольным органом. Чтобы избежать проверок на основании заключённого соглашения, такую возможность должны предусмотреть в законах о видах контроля (ст. 55 Закона № 248-ФЗ). На сегодняшний день она отсутствует.
3. Организация может заключить договор страхования рисков причинения вреда. Чтобы это правило заработало, его должны предусмотреть в законе о виде контроля. Пока таковых норм нет (ч. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).
Удачи Вам и будьте осторожны.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: