Торговля как мишень для налоговой
Сегодня те, кто слабоват в IT сфере или не успел отхватить ломоть государственной собственности в лихие годы, беспощадно торгуют, дабы выжить и прокормить потомство. И без того нелёгкое занятие осложняют мытари, денно и нощно выискивая «технические фирмы» среди контрагентов купцов, дабы вкрячить им штраф 40% за умысел.
Набор доводов для доказательства неосмотрительности плательщика у налоговиков стандартен: у контрагентов нет ресурсов для сделки, директор и учредители номиналы, контор нет по месту регистрации, подписи на договорах и ТТН не совпадают, счета-фактуры – липа. Однако, одной сомнительности поставщиков недостаточно, чтобы сразу объявить сделку нереальной. Негативных характеристик поставщика недостаточно, чтобы признать документооборот формальным (определение ВС от 20.07.2016 № 305-КГ 16-4155, п. 31 Обзора судебной практики ВС № 1 (2017), утв. Президиумом ВС 16.02.2017).
Особенно сложно зашкурить жертву, когда факт продажи товара следующим покупателям налицо. В таком случае налоговики предпочитают не трогать расходы по налогу на прибыль, а сразу зачистить вычеты по НДС. Но и этот фокус тяжело провернуть с зубастым оппонентом (постановление АС УО от 04.08.2021 № А 76-25957/2018). Если все документы на движение товара у покупателя и дальнейшую реализацию имеются, есть смысл побороться.
Прекрасно если товар специфичный, оплачивался по факту поставки, а закупки не были крупными, то есть были разбиты на несколько поставщиков. В таком случае, соблюдено главное условие вычета - счета-фактуры не имеют недостатков, а инспекторы не доказали, что покупатель знал о недостатках поставщиков. Если поставка не опровергнута, проблемы поставщиков всех уровней с налогами не должны негативно сказаться на покупателе (определение ВС от 29.11.2016 № 305-КГ 16-10399).
При этом оценка должной осмотрительности — это не просто поиск изъянов в контрагентах. Мытари обязаны учитывать разумность действий, изучая условия сделки (определение ВС от 14.05.2020 № 307-ЭС 19-27597). Обязать налогоплательщика проводить такие мероприятия налогового контроля как осмотр места регистрации потенциального контрагента или сверку платежей в бюджет, мытари не могут. Это их обязанность. Поэтому покупатель мог попросту не знать о номинальности продавцов.
Равно как нигде не прописана обязанность покупателя лично встречаться с руководителями контрагентов и проверять персонал, недвижимость или транспорт поставщика. Для выбора контрагента это неважно, так как партнёр может попросту арендовать основные средства и фактически не обладая товаром, перемещать его сразу со склада производителя. В этом и состоит особенность торговли (постановление АС Северо-Кавказского округа от 29.11.2016 № А 53-16816/2015).
Возник спор с налоговой? Пишите👇🏻
https://proverkamnet.ru/soprovozdenie-proverok
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: