В России хотят ужесточить нормы опьянения: что нужно знать водителям
Краткое содержание :
Власти в очередной раз хотят ужесточить проверки на содержание алкоголя в парах выдыхаемого воздуха для водителей. С предложением о снижении максимально допустимого количества промилле для водителей выступил зампред правительства и председатель комиссии по безопасности дорожного движения Марат Хуснуллин.
По словам чиновника, дорожная смертность и число аварий напрямую зависят от количества алкоголя в крови водителей:
«Процент аварийности у тех, кто выпил бокал пива или около того, минимален. Те, кто сел за руль с одним промилле алкоголя в крови, уже потенциальные смертники. Поэтому эти вещи надо регулировать».
Правда, никаких конкретных изменений Хуснуллин пока не озвучил.
Какие нормы и наказания действуют сегодня
Состоянием опьянения водителя сегодня считается наличие абсолютного этилового спирта (с учётом погрешности измерений) в концентрации 0,16 мг и более на один литр выдыхаемого воздуха. Общественники уверяют, что это минимальное возможные цифры, которые нивелируют погрешности приборов и защищают водителей с эндогенным алкоголем в организме.
При превышении этой нормы инспектор составит протокол по 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения». В зависимости от проступка (езда в пьяном виде, передача автомобиля нетрезвому или пьяная езда без прав) предусмотрены штраф в 30 тысяч рублей, лишение прав на 1,5–2 года, а иногда ещё и арест на срок до 15 суток.
Если же по вине пьяного водителя кто-то пострадал в дорожной аварии, то карать автомобилиста будут уже в рамках Уголовного кодекса более серьёзными штрафами и тюремным сроком. А в июле нынешнего года наказание для нарушителей, которые стали виновниками пьяной аварии повторно, ужесточили — максимальный срок заключения увеличили до трёх лет, а штраф — до 500 тысяч рублей.
Чем промилле отличаются от миллиграммов
Характеристикой опьянения в России является концентрация массы спирта в объеме выдыхаемого воздуха или крови, которая измеряется в миллиграммах на литр — и на сегодня это 0,16 мг/л для воздуха и 0,3 г/л для крови. А промилле — это не массовая, а объёмная характеристика, которая равняется одной десятой части процента, или (что равнозначно) одной тысячной доле. При 0,3 промилле в литре крови будет содержаться 0,0003 литра (а не грамма) спирта.
Существует очень приблизительная формула: 1 промилле = 0,45 мг/л выдыхаемого воздуха. Именно её используют, например, дешёвые бытовые алкотестеры. И именно из-за неё в народе закрепился миф о якобы допустимых 0,3 промилле, хотя в законе никакого упоминания промилле нет ещё с 2013 года. Можно лишь условно говорить о том, что законодательство допускает приблизительно 0,35 промилле при самостоятельном тестировании выдыхаемого воздуха, но никакого юридического смысла и уж тем более никакой юридической силы этот расчёт не имеет.
Какие нормы действовали раньше
До 2003 года в России действовала принятая ещё в 1988 году советская норма содержания алкоголя в крови в 0,2 промилле (до этого в стране руководствовались требованиями Венской конвенции с максимальными 0,8 промилле). Летом 2003‑го по поручению Минздрава цифру подняли до 0,5 промилле. А в июле 2008 года было принято решение установить погрешность в 0,3 промилле.
Последняя норма действовала до лета 2010 года, когда Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост президента России, подписал знаменитый закон о так называемом «нулевом промилле». Согласно изменениям в КоАП, показателем опьянения считалась любая цифра на алкотестере, отличная от нуля. В ответ на возмущение общественных деятелей о погрешности аппаратуры Медведев говорил о том, что пить за рулём вредно и опасно. Но уже через несколько лет, будучи премьером, Медведев признал, что проблема существует и имеет смысл зафиксировать в качестве погрешности малую величину на уровне 0,1 промилле.
В 2013 году депутат Вячеслав Лысаков во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным предложил отказаться от «нулевого промилле» и вернуть допустимую погрешность. В июле 2013 года Путин внёс изменения в КоАП и 28‑ю статью закона «О безопасности дорожного движения» — отменил «нулевое промилле», но серьёзно повысил наказания для пьяных автомобилистов. В законе закрепили ныне действующие 0,16 мг алкоголя в литре выдыхаемого воздуха и 0,3 грамма в крови. А также — арест и штраф до 50 тысяч рублей для нетрезвых автомобилистов. Ну а формулировка с промилле из закона исчезла.
После этого водители, ранее лишённые прав менее чем за 0,16 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха, смогли обратиться в суд и потребовать апелляции. Такое право наказанным в период действия «сухого закона» Дмитрия Медведева предоставила статья 1.7 КоАП.
В марте 2015 года Ирина Яровая, занимавшая пост главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, предложила вернуть «нулевое промилле». По её словам, после отмены нулевой нормы резко выросла смертность на дороге и увеличилось количество аварий с пострадавшими по вине пьяных водителей. Тогда же замначальника ГУОБДД МВД Владимир Кузин подтвердил слова Яровой и заявил, что проблема аварийности с участием нетрезвых водителей существовала всегда. Но до серьёзных обсуждений дело так не дошло.
Последние изменения случились летом 2018 года, когда у водителей появилась возможность пройти медосвидетельствование на опьянение не только с помощью «продувки», но и методом анализа крови (именно для этого были нужны те самые 0,3 г/л в крови). Тогда же были введены новые методики теста на алкоголь — в основном они требовались для анализа у пострадавших в ДТП, которые не могли сдать традиционную пробу. Все эти нормы действуют и сегодня.
Источник: https://mag.auto.ru/article/nulevoe-promille-mogut-vernut-kak-v-rossii-menyalis-normy-opyaneniya/?mindbox-click-id=f5830a5b-efc6-4f0b-86a3-a6e1d15299d8&utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=digest_1
Так что делать с нормами?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты