Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Дмитрий ПавловичПодписчиков: 1702
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.5М

Методика обучения Тепляковых. Без шуток и сарказма. Наиболее полное описание

748 просмотров
370 дочитываний
2 комментария
Эта публикация уже заработала 20,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Статья опубликована с согласия автора канала

"Маша Б-С" на площадке Яндекс. Дзен

С просторов Интернета

Я давно хотела написать эту статью и вот, как и обещала, пишу. Здесь я постараюсь в деталях изложить методику обучения Тепляковых. Естественно, так, как я сама её поняла, ибо авторы этой методики говорят о ней исключительно в интервью и исключительно обрывками, хотя, по их же словам, это революция в педагогике и возрастной психологии и она тянет не на одну докторскую диссертацию.

Статья будет серьёзной, без шуток и сарказма. И на всякий случай ещё раз напомню, что до декрета я работала детским преподавателем в частной школе английского языка, т.е, несмотря на отсутствие педагогического образования, у меня есть соответствующий опыт и его осмысление.

В чём состоит методика (ДАЛЕЕ - ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МНЕНИЕ Е.В.ТЕПЛЯКОВА, МОЙ КОММЕНТАРИЙ БУДЕТ В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ) .

1. Чтение - основа всего.

Ключевую роль в методике Тепляковых играет чтение, с него всё начинается, на нём всё основывается.

Евгений утверждает, что дети выучивают буквы примерно в 1,8 г. До 3 лет дети не способны сложить буквы в слоги. К 3-3,5 они осваивают этот навык и начинают читать.

Количество переходит в качество: чтобы ребёнок научился хорошо читать, он должен много читать. Чем больше он прочитает, тем лучше будет у него получаться. Т.е. первое время чтение носит больше технический характер и имеет целью отточить навык. О функциональном чтении (когда ребёнок полностью понимает и осмысляет прочитанное) речь ещё не идёт.

Как конкретно учатся буквы и слоги, Евгений не рассказывал. Говорил только то, что они используют разные методики (от каждой самое лучшее), в т.ч. кубики Зайцева (его спрашивали именно про них, поэтому он их упомянул). А также различные игры и приложения* для детей.

*врачи не рекомендуют давать детям гаджеты до 3 лет!

Ребёнка нельзя просить пересказать прочитанное или задавать вопросы на понимание текста, как это делают в школе. Это отбивает желание читать.

2. Мотивация.

Обучение происходит исключительно ненасильственно. Невозможно заставить трёхлетку учиться, если ему это не нравится.

У маленького ребёнка отсутствует внутренняя мотивация, есть только внешняя, т.е он читает не потому что ему самому хочется или нравится читать, а потому что это нравится маме и мама его за это хвалит. Мотивация - мамина похвала. С возрастом внешняя мотивация сменяется внутренней, и ребёнок начинает делать что-то не для того, чтобы понравиться взрослым, а потому что ему самому это интересно.

3. Безоценочность.

Школьная система оценок неприемлема, оценки нужны для навешивания ярлыков (Вася - отличник, а Петя - двоечник) и власти учителя над учениками. Для самих детей никакой пользы они не несут.

Нельзя навешивать ярлыки или ставить на ребёнка клеймо "троечник"/"двоечник" /"лодырь" и т.д., т.к это губит его желание учиться на корню.

За успех (даже незначительный) ребёнка нужно хвалить и поощрять. За ошибки не ругать, а выяснять, почему ребёнок их совершил - что конкретно он не понял и как объяснить так, чтобы понял.

4. Действуем в зоне ближайшего развития.

Зона ближайшего развития (ЗБР) - термин, введённый Л.С.Выготским в 30 х годах прошлого века. Он определяет её так:

Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает.

Честно признаюсь, что определение, которое даёт Евгений Тепляков, мне кажется в разы более понятным. Он говорит примерно следующее: зона ближайшего развития включает в себя задачи, которые ребёнок не может ещё решить самостоятельно, но при минимальной помощи или подсказке взрослого он с ними справится.

Таким образом, действие в зоне ближайшего развития, если я правильно поняла, выглядит примерно так: ребёнок учится рисовать, он умеет рисовать кружок, овал и кривые линии, мы показываем ему, как нарисовать бабочку - он рисует бабочку.

При этом задача нарисовать портрет не будет относиться к збр.

Или ребёнок учится читать, уже умеет читать по слогам - мы даём ему книжку с детскими стихами - он её читает, где-то мы помогаем, в конце книга прочитана.

При этом прочтение инструкции к стиральной машине не будет относиться к збр.

Таким образом, если мы всегда действуем в збр, мы даём ребёнку посильные задачи, с которыми он может справиться, произведя усилие и приняв помощь взрослого. Он оказывается в ситуации успеха - ему это нравится - хочет учиться дальше.

При каждом успешном освоении нового навыка збр сдвигается, а мы двигаемся за ней.

5. Упрощение. Объясняем понятным языком.

Характерным примером может служить объяснение среднего арифметического из последнего интервью, выпущенного RT.

Это не точная цитата, но суть такая:

Как объяснить ребёнку, что такое среднее арифметическое? Вроде бы сложно. А давайте возьмём белочек. Вот у нас есть 3 белочки. 2 из них положительные, они приносят орешки в общую кучу, а одну нехорошая, злая - она ворует орешки из общей кучи. 1 белочка принесла 3 орешка, 2 - 2 орешка, а 3 - 2 орешка утащила. Сколько в итоге орешков получится на каждую белочку? (3+2-2):3=1. Это и есть среднее арифметическое.

Т.е мы спускаемся на уровень ребёнка, объясняем ему сложные вещи простым, понятным ему языком на доступных ему примерах. И только когда добились понимания сути, вводим терминологию.

Там, где возможно, добавляем игровую составляющую.

6. Информация только по возрасту. Цензура.

"Нельзя лишить детства понятием треугольника, если ребёнок готов к какой-то информации - её нужно дать, если не готов - он её просто не возьмёт".

В целом эта цитата довольно исчерпывающая. Но нужно добавить, что если речь идёт о гуманитарных науках, то информация даётся строго в соответствии с психологическим и социальным развитием ребёнка. Родители должны внимательно относиться к литературе, которую читает ребёнок. Многое необходимо подвергать цензуре, в т.ч школьную программу по истории, т.к. там описывается масса kpoвавых событий, к которым детская психика не готова. То же касается и программы по литературе.

7. Нет формальностям.

Школа учит соблюдать массу ненужных формальностей, которые лишь мешают обучению. От них нужно отказаться. Не имеет значения, сколько клеток отступит ребёнок перед примером, будет тетрадка в клетку или в линейку, напишет число (дату) справа или посередине и т.д. Обучение этим выдуманным правилам - бессмысленная трата времени.

Учимся там и в том формате, где и как удобно. Не нужно пол дня сидеть за партой, изредка поднимая руку для ответа. Сидя, стоя, лёжа, на прогулке, в поездке - учиться можно всегда и с удовольствием.

8. Работаем на результат.

Если чем-то заниматься, то только с целью достижения максимального результата. Если отдавать ребёнка на спорт, то с прицелом выйти на чемпионат мира/олимпийские игры. Ходить в художественную/музыкальную школу нужно тем, у кого есть талант и кто готов его развивать.

Если таланта нет, ходить, чтобы просто порисовать/поиграть на музыкальном инструменте, бессмысленно. Так же как ходить в бассейн, чтобы просто поплавать - либо стараемся обогнать Майкла Фелпса (23-кратный олимпийский чемпион, многократный рекордсмен мира), либо не занимаемся ерундой.

Время не безгранично, его нужно тратить на то, что получается и в чём можно добиться наибольших результатов.

9. Знание - это ценность.

С пелёнок приучаем ребёнка к тому, что учиться - это хорошо. Знания - это абсолютная ценность, они являются не инструментом для достижения какой-то цели, а самоцелью. Ребёнок должен быть уверен, что учиться необходимо, чем больше, тем лучше.

Интеллектуальное развитие важнее любого другого.

__________________________________________

Здесь я постаралась наиболее полно воспроизвести методику обучения Тепляковых. Надеюсь, что я поняла их правильно и у меня это получилось.

Я очень хотела высказать своё мнение по этому поводу сразу, здесь же, но статья и так получилась огромной для формата Дзена. Поэтому то, что я об этом думаю, я напишу в следующей статье. А вас призываю высказаться здесь!)

2 комментария
Понравилась публикация?
32 / -3
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Светлана
Подписчиков 5
вчера, 22:16
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.5к
В школе, к слову сказать единственной школе осуществляющей обучение на базе 10-11 класса на 70 км вокруг.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Ксения
Подписчиков 98
позавчера, 04:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг39.7к
Все мы хорошо знаем, что платное обслуживание включает в себя больше услуг, качеством ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Исаева Кира Александровна
Подписчиков 27
29.05.2024, 16:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг40.6к
Мольер (настоящее имя Жан-Батист Поклен) - французский драматург, актер и директор собственного театра,...
Подробнее
Неинтересно
-1
6
Резванова Зарина Валиевна
Подписчиков 507
24.05.2024, 11:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг54.8к
В видео речь об изменениях в законодательстве, в частности о письме Министерства ...
Подробнее
Неинтересно
0
1