Неожиданный Глинка: гордился железной мускулатурой, бегал от истеричной жены, боялся покушения и слушался своего слугу

1 147 просмотров
692 дочитывания
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 33,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Неожиданный Глинка: гордился железной мускулатурой, бегал от истеричной жены, боялся покушения и слушался своего слугу

Михаил Иванович Глинка (1804-1857 гг.) в русской музыке – то же самое, что Пушкин в русской поэзии и словесности: оба являются создателями качественной национальной самобытности. Каждый в своей области.

Но если о Пушкине мы знаем очень многое в плане личных характеристик и семейной жизни, то композитор как-то отошел в тень. А между тем не только творчество, но и его жизнь была достаточно интересной. По возможности сегодня расскажу вам некоторые интересные факты об этом человеке.

Несколько слов о его внешности

Мы знаем композитора в основном по одному растиражированному его портрету, где он такой пухлый дяденька с длинными волосами...

На самом деле он так выглядел уже в конце жизни и недолго. А основную часть жизни композитор прожил совершенно в ином образе.

Он был мелкий, очень худой, черноволосый с карими глазами. Очень гордился своими мускулами – любил напрячь руку и дать потрогать знакомым, приговаривая: "Каково? Просто железо!" Но при этом физической силой не отличался. Вообще человеком он был очень приятным в общении, хотя с людьми незнакомыми держался холодно.

Он отлично говорил на многих языках, в том числе на французском и испанском, а вот на русском говорил не на литературном, а на смоленском диалекте, с характерными для той местности словами. Имение его родителей было под Смоленском, там композитор родился, вырос и там, общаясь с дворней, выучил такую форму родного языка, от которой так и не смог никогда избавиться.

В 1835 году он женился на Марии Петровне Ивановой, маленькой хорошенькой девушке. Девушке было 17 лет, и когда их венчали, священник обратил внимание Михаила на то, что жена его очень молода и нежна и ее надо беречь. Жене же он такого встречного напутствия не сказал – и напрасно, ибо милое дитя оказалось настоящим монстром.

Глинка ее любил поначалу и разрывался между своим чувством и работой. К нему постоянно приходили друзья-меломаны, они весело проводили время, но... деве все это было скучно. Она сидела и рыдала от того, что муж занимается своею оперой, а не сидит рядом и не любуется ею с утра до вечера...

Постепенно истерики жены вошли в стандартное расписание семейной жизни. Глинка сперва перестал приглашать друзей и сам начал уходить в гости, подальше от супруги, а потом и вовсе стал оставаться у друзей с ночевкой.

А когда понял, что мира в доме не ожидается, просто отселился. Дева не то что была именно монстром, но она была совершенно далека от тех интересов, которыми жил ее муж, так что никакого взаимопонимания между ними не было.

Позже они стали жить своими жизнями, и вот однажды верный слуга Глинки зашел к нему с торжественным видом и поздравил... с тем, что "Марья Петровна вышла замуж". Все присутствующие остолбенели. Выяснилось, что при живом муже супруга композитора обвенчалась с конногвардейским офицером Васильчиковым.

Глинку этот брак испугал тем, что законным он мог стать только после его смерти, а Васильчиков был знатного рода и с большими связями. Композитор сразу решил, что законность второго брака его жены могут ускорить искусственно. Другими словами, он стал бояться за свою жизнь.

Этот страх сподвиг его начать бракоразводный процесс, который увенчался успехом в 1846 году.

Немного о слуге композитора

Его звали Яков Ульяныч и без него Глинка был беспомощен, как малое дитя.

Это был седоватый мужчина лет на 15 старше Михаила Ивановича, немного сутулый, с выставленной верхней губой и желтым лицом. Он совершенно слился со своим подопечным, и постоянно, говоря о делах композитора, его семье, доме и прочем, употреблял слово "мы".

Так же он обозначал и произведения композитора: "наш романс", "наша опера". Однажды его разыграли. Один знакомый во время веселого ужина, которые часто проводились для друзей в доме композитора, рассказал при Якове Ульяныче, что известный журналист готовится опубликовать статью, в которой доказывает, что Глинка не сам пишет свои произведения, а в этом ему помогает его слуга – "громадного таланта человек", что понятно, потому что тот всегда говорит "наша опера".

Яков Ульяныч, услышав это, так расстроился, что начал рваться немедленно в лицо сказать этому журналисту, что он "мошенник и подлец". Его еле успокоили.

Яков Ульяныч заведовал всеми деньгами композитора и всей материальной стороной его жизни. Он его обувал, одевал, кормил, содержал в опрятности и сытости и выдавал деньги на карманные расходы. Деньги или присылала мать композитора, или он получал гонорары за свои произведения, но все держал в кулаке Яков Ульяныч.

Еще он собирал свежие сплетни по всему городу и тоже регулярно вливал их в уши своего питомца, чтобы тот не отрывался ногами от земли и был в курсе происходящего в мире.

Важный человек в жизни Глинки

Она была очень добросердечной женщиной, которая любила всякого, кто любил ее сына. Он позже, кстати, съехал к ней, и они жили вместе.

У композитора было 11 братьев и сестер, которых он всех очень любил, но из всех наиболее был близок с сестрой Людмилой.

Людмила Ивановна Шестакова (1816–1906 гг.) похоронила двух своих детей и была довольно одинока. После смерти их общей матери она заменила ее для своего брата и заботилась о нем до конца его жизни. А потом оставила о нем воспоминания и хлопотала о сохранении его наследия.

Екатерина Ермолаевна Керн

Ну и еще у композитора была любимая женщина, некоторое время после раздрая с его женой, насчет которой (любимой женщины) его друзья имели мнение, что это квазилюбовь и что Глинка просто таким образом, перенеся воображаемый образ на живого человека, который ему не соответствовал, пытался заглушить боль от своей несчастной семейной жизни.

Даму звали Екатерина Ермолаевна Керн (1818–1904 гг.), она была дочерью Анны Керн, которой когда-то вдохновлялся Пушкин, и вот сама вдохновила Глинку.

Там были странные отношения, которые начали развиваться с 1839 года, когда Глинка удрал от жены, и пиком которых была беременность Екатерины Ермолаевны в 1841 году. Глинка дал ей денег на избавление от ребенка, ну и после этого как-то все пошло на спад.

Параллельно композитор разводился с женой, дело затянулось. Если сперва у Керн, видимо, была надежда выйти за знаменитого композитора замуж, то со временем она истаяла. К моменту, когда он все-таки развелся (1846 год), они уже два года как не виделись.

Екатерина потом все-таки устроила свою семейную жизнь, а вот Глинка жениться боялся – так и умер холостяком...

Подробнее ➤

7 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Шевченко Андрей Владимирович
Подписчиков 908
сегодня, 12:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Друзья!!! Так случилось не получится опубликовать юмор как обычно по понедельникам.
Подробнее
Неинтересно
03:01
Поделитесь этим видео
0
0
Aleksei Vasilievich K.
Подписчиков 1196
вчера, 22:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг773.9к
Подробнее
Неинтересно
01:43
Поделитесь этим видео
0
2