Можно ли использовать товарный знак без разрешения владельца
Краткое содержание :
- Разрешение не требуется
- Индивидуализация товаров и услуг
- Использование чужого товарного знака без разрешения
- Описательное использование товарных знаков
- Описательное использование товарных знаков в России
- Конфликт между предпринимателем и обществом
- Подход суда к описательному использованию товарных знаков
- Приоритет логотипа как товарного знака
- Случаи несанкционированного использования товарных знаков
- Решение судов об использовании товарного знака до даты приоритета
- Ответственность за доказательство добросовестного использования ложится на плечи истца
- Обсуждение
Разрешение не требуется
Для использования товарного знака не требуется разрешения, если для описания вашего продукта необходимо обычное значение чужого словесного товарного знака. Более того, можно использовать обозначение до регистрации его в качестве товарного знака — хотя необходимо определить, будет ли его использование считаться нарушением.
Индивидуализация товаров и услуг
Проще говоря, товарные знаки предназначены для индивидуализации товаров, а знаки обслуживания — для индивидуализации работ и услуг (согласно статье 1477 Гражданского кодекса РФ). Отличный пример — товарный знак ferrero rocher, который используется для обозначения широко известных шарообразных шоколадных конфет с орехами, производимых итальянской компанией ferrero. Кроме того, знак обслуживания yandex go используется для обозначения транспортных услуг, предоставляемых компанией yandex.
Использование чужого товарного знака без разрешения
Использование чужого товарного знака без разрешения является нарушением (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). Например, нанесение товарного знака ferrero rocher на обертки других конфет или печенья запрещено. Однако использование чужого товарного знака, знака обслуживания или аналогичного обозначения не считается нарушением.
Описательное использование товарных знаков
США первыми признали, что использование товарных знаков и знаков обслуживания в описательных целях не запрещено. Это подразумевает, что знак был необходим исключительно для характеристики товара и его свойств, а не для демонстрации покупателю связи между товаром и производителем.
Описательное использование товарных знаков в России
В России нет четких правовых норм, касающихся описательного использования товарных знаков. Тем не менее, в 2019 году Верховный суд РФ дал разъяснения, в каких случаях слова, зарегистрированные в качестве словесных товарных знаков, могут использоваться без нарушения прав владельца товарного знака. Такие случаи возникают, когда слова используются в общеупотребительном значении, а не для различения товаров. Таким образом, слова и фразы, которые являются товарными знаками, но являются частью повседневной речи, могут быть использованы описательно без нарушения товарного знака.
Конфликт между предпринимателем и обществом
Между одним предпринимателем, владельцем бренда оригами, и организацией Еbidoebi возникли разногласия. Предприниматель заметил, что общество Еbidoebi разместило в Интернете рекламу, в которой использовался бренд оригами. Объявление содержало слова: «Еbidoebi покупает. Оригами», что было связано с вознаграждениями и скидками, которые фирма предоставляла за доставку суши и роллов в обмен на оригами.
В своей оценке аргумента, суд по интеллектуальным правам отметил, что только наименование словесного идентификатора в объеме охраны товарного знака другого лица не обязательно приравнивается к использованию этого товарного знака, особенно если словесное обозначение имеет четкое значение, используется в своем простом словарном смысле и не связано с товарами/услугами, для которых товарный знак документально подтвержден.
Подход суда к описательному использованию товарных знаков
Арбитражные суды во многом опираются на особый подход при вынесении решений по искам о защите товарных знаков. Например, суд установил, что использование товарного знака «Репробанк» на сайте не нарушает никаких законов. Это произошло потому, что аббревиатура «reprobank» переводится как «банк репродуктивных тканей». Ответчик использовал ее для того, чтобы потребители могли лучше понять медицинскую информацию.
Приоритет логотипа как товарного знака
Для того чтобы получить регистрацию логотипа, заявитель должен подать заявку в Роспатент. После успешной регистрации логотип становится товарным знаком, а лицо, подавшее заявку,— его владельцем. Если заявка подается одним заявителем раньше других потенциальных заявителей, приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент (ст. 1494 ГК РФ).
Случаи несанкционированного использования товарных знаков
В некоторых ситуациях несколько лиц в течение длительного времени используют одно и то же обозначение, не зарегистрировав его в качестве товарного знака. После подачи одним из них заявки на регистрацию новый правообладатель требует от других лиц прекратить незаконное использование товарного знака и выплачивает реституцию в соответствии со статьей 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение судов об использовании товарного знака до даты приоритета
Судьи твердо решили, что владелец товарного знака не может запретить использование маркировки тем, кто добросовестно использовал ее до даты приоритета товарного знака.
Например, судьи отказались удовлетворить просьбу истца запретить ответчику использовать товарный знак «большая мода», а также получить компенсацию. Их обоснованием было то, что этикетка, включающая фразу «большая мода», была создана и использована добросовестно и открыто до даты приоритета товарного знака и даты его регистрации.
Ответственность за доказательство добросовестного использования ложится на плечи истца
Прежде чем получить регистрацию товарного знака или знака обслуживания, лицо, предъявляющее претензии, должно продемонстрировать разумное использование обозначения.
Источник: Подробнее ➤
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: