Социальная помощь государства в виде социального контракта. Как рассчитать среднедушевой доход семьи для указанной цели ? Вопрос-ответ
Краткое содержание :
Часто ли семьи, или одиноко проживающие граждане РФ, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания, обращаются в орган социальной защиты с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи - будь то денежные выплаты в виде социальных пособий, субсидий, или натуральная помощь в виде топлива, продуктов питания, медикаментов и т.д. и т.п..
Вместе с тем, малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане в случае признания их в установленном законом порядке малоимущими (по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в соответствующем регионе РФ), вправе претендовать на оказание им государственной социальной помощи (ст. 7 ФЗ РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи").
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Также, в целях стимулирования активных действий малоимущих по преодолению трудной жизненной ситуации государственная социальная помощь может быть предоставлена гражданам на основании социального контракта (ч. 1 ст. 8.1. ФЗ РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи").
Думаю, что не все нуждающиеся в оказании социальной помощи осведомлены (и об этом свидетельствуют многочисленные вопросы пользователей, поступающие в чат юристов) о том, как рассчитать среднедушевой доход семьи, при котором есть вероятность получить социальную помощь от государства.
В публикации как раз и разберёмся, как рассчитать среднедушевой доход семьи для установления права на получение социальной помощи? Кто включается в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода семьи? Кого следует считать членами семьи заявителя для указанной цели? Когда не учитывается доход членов семьи заявителя при установлении права на государственную социальную помощь?
вопрос
Нахожусь в официальном браке. Имею взрослого сына. Вместе не проживаем. Хочу обратиться с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального контракта. В этой связи возник вопрос. Будет ли при расчёте среднедушевого дохода семьи учитываться доход супруга и совершеннолетнего сына, если супруг и сын зарегистрированы по иному месту жительства и не проживают вместе со мной по моему адресу регистрации по месту жительства?
ответ
При указанных автором вопроса обстоятельствах, согласно которым супруги находятся в официальном браке, супруг и сын заявителя зарегистрированы и проживают по иному месту жительства,
при расчёте среднедушевого дохода семьи для цели оказания социальной помощи виде социального контракта в доходы супруга, равно как и доходы совершеннолетнего сына, проживающих и зарегистрированных по месту жительства отдельно от заявителя, учитываться не должны.
Заявитель обращается за оказанием ему социальной помощи в виде социального контракта в статусе одиноко проживающего гражданина, из чего следует, что заявитель вправе не указывать в заявлении об оказании социальной помощи членов семьи, поскольку они не проживают совместно с заявителем.
Также следует отметить, что такое же самое правило расчёта действует и в отношении членов семьи заявителя при определении среднедушевого дохода семьи для цели установления права заявителя на государственную социальную помощь в ином виде, будь то: денежные выплаты в виде социальных пособий, субсидий, или натуральная помощь в виде топлива, продуктов питания, медикаментов и т.д. и т.п..
правовое обоснование ответа
Часть 4 статьи 8 названного ФЗ РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи" в части указания на порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов семьи отсылает нас к ФЗ РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" .
Согласно требованию ст. 2 названного закона ФЗ РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Таким образом,
направляя заявление в орган социальной защиты региона об оказании социальной помощи, заявитель обязан самостоятельно внести в заявление сведения о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности.
ВАЖНО! Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (п. 2 ст. 8 ФЗ РФ 178-ФЗ).
В соответствии с требованием ст. 4 ФЗ РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
В силу требования ст. 5 ФЗ РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
И главное по существу вопроса.
Согласно требованию ст. 13 ФЗ РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Данная норма права подтверждает сделанный нами вывод о том, что
при расчете среднедушевого дохода семьи для цели оказания социальной помощи учитываются доходы супругов, их детей и родителей, только совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство с заявителем.
ВАЖНО! Усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы заявителя также могут быть причислены отделом социальной защиты к лицам, связанным родством и (или) свойством с заявителем, если совместно проживают и ведут с заявителем совместное хозяйство.
Данных лиц заявитель обязан будет внести в качестве членов семьи в заявление при обращении за оказанием социальной помощи.
То есть, орган социальной защиты имеет полное право учесть при расчёте среднедушевого дохода семьи и усыновителей, и усыновленных, и братьев, и сестёр, и пасынков, и падчериц, но также только в случае совместного проживания и ведения совместного хозяйства с заявителем.
Вместе с тем, если заявитель при направлении заявления в орган социальной защиты не укажет в заявлении лиц, связанных родством и (или) свойством с заявителем независимо от того, что они зарегистрированы по месту жительства заявителя, обстоятельство совместного проживания с заявителем обязан установить орган социальной защиты населения.
ВАЖНО! В силу требования ст. 3 ФЗ РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ орган социальной защиты населения региона проживания вправе проверить сведения, которые заявитель указал в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи, а именно:
о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;
о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;
о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Актуально по состоянию на 10.10.2023
Фото Яндекс. Картинки