Сколько стоит ваша жизнь в концлагере. Часть 2
Краткое содержание :
В первой части статьи мы разобрались в том, на чем основан социальный скоринг, а теперь о том, что предлагают реформаторы, создавшие платформу «Мы».
Российский государственный социальный университет. Название неплохое и обнадеживающее. Не менее обнадеживает и официально заявленная цель его создания и работы: приоритет прав социального большинства.
Неужели? Прочитав проект платформы «Мы», начинаешь не просто сомневаться в заявленных ценностях, а приходишь к убеждению его итоговой направленности во вред обществу в целом и каждому человеку в отдельности.
Состав предлагаемого скоринг-кода
Вот что написано в материалах к ученому совету, предложенных инициаторами программы: «…Видится целесообразным запустить опережающими темпами проект социального скоринга, имея в виду создание надёжной, понятной, строгой и независимой от прикладных социальных ведомственных практик количественной метрики социальных статусов и уровней граждан…».
Проще говоря, собирая информацию любыми способами, некие люди с помощью цифровых технологий будут создавать место для человека в обществе. Мерило такого места – скоринг-код, состоящий из двух параметров: социальный статус – заслуги и промахи, и социальный уровень – перспективы дальнейшей работы с сознанием человека.
Социальный статус будет складываться из основных характеристик и особенностей: пол, возраст, образование, болезни, потребности, образ мышления, отношение к положению в обществе, привязанности и тому подобные качественные данные. Социальный статус должен будет формироваться как отношение государства к человеку в конкретный момент времени.
Социальный уровень – характеристика количественная, отражающая результаты деятельности человека за определенный период. Здесь предлагают оценивать достижения в учебе и профессии, амбиции, стремления, поступки, коммуникации и прочее. Уровень социализации должен устанавливать планы государства на использование потенциала человека для развития общества.
Из двух этих компонентов предложено создавать некий скоринг-код человека в цифровом выражении, помещая его на определенную государством ступень общества, не предполагающую переход на другую более высокую ступень. Цель распределения в том, чтобы жизнь человека определяла его «общественная ступень», в рамках которой будут доступны только определенные общественные блага. Ниже ступень – меньше благ, выше ступень – больше.
Повышение скоринг-кода для перехода на более высокую ступень общества видится проблематичным, так как физиология человека не допускает изменения ряда важных параметров, учитываемых в скоринг-коде, а ограничение в средствах не позволит выполнять ряд условий, способствующих его повышению. При этом понижение скрининг-кода с «опусканием» на низший уровень будет происходить регулярно, например, болезнь, травма, старение, появление детей, снижение материального уровня, прочее. И человек все больше удаляется от соответствия государственному мерилу.
Заявляя о социальной значимости платформы, РГСУ тут же говорит о возможном применении скоринг-кода в различных сферах общественной жизни. И здесь уже ни о какой поддержке нуждающихся речи нет, чистая коммерция.
Кому понадобится скоринг-код
На основании скоринг-кодов предложено распределять всё: кому, сколько, когда. Например, на какое образование, профессию, работу, должность, ставку по кредиту, жилище, транспорт, отдых человек может претендовать. Чем ниже скоринг-код, тем меньше привилегий и для самого носителя кода, и для его детей.
Таким образом, скоринг-код может понадобиться в любой сфере жизни человека. Заинтересованные лица будут стимулировать людей к совершению определенных действий, заманивая повышением скоринг-кода.
Пример (условно). Человек, имеющий код, до 40 сможет получить кредит в банке только под 10%, в ограниченной сумме и на срок не более одного года, а с кодом 68 – под 5% на сумму ипотеки при сроке до 10 лет. Но поскольку банк заинтересован в длительных отношениях с клиентами, он может предложить повысить скоринг-код одобряемым действием, например, внести доверительный платеж, открыть вклад, привести нового клиента и т.д.
Одобрение и повышение смогут привязать к благотворительности, платному образованию, платной медицине, финансированию строительства общественных объектов, уборке территорий, вложению финансовых и трудовых ресурсов в различные проекты. Да мало ли сфер жизни, где пригодятся бесплатные ресурсы.
То есть появится масса возможностей заставить человека расходовать свой жизненный потенциал на государство и псевдоэлиту практически безвозмездно, и при этом отсеивать тех, кто не желает или не может это делать. Не имеющие возможности повышать свой скоринг-код не смогут рассчитывать на лучшее образование и, как следствие, на перспективную выше оплачиваемую работу; не имея достаточных средств, не смогут обеспечить своим детям повышение скоринг-кода, т.к. у них не будет возможности выполнять «задания». Замкнутый круг будет постепенно сужаться, отправляя человека на самое дно.
В проекте сейчас ничего не сказано про наказания с понижением скоринг-кода за невыполнение или поступки, но видя китайский опыт и направление проекта на расслоение общества, введение «штрафных санкций» не заставит себя ждать. Мой опыт жизненных наблюдений дает основание так говорить: всегда находятся люди, использующие любое начинание в корыстных целях.
Завуалированность программы
Инициаторы проекта, конечно видят необходимость в «подтягивании» федеральных и региональных законов, нормативных актов и документов к требованиям предлагаемой программы. При этом методы, способы, технологии, критерии оценки предложено не выносить широкой публике, т.е. самим оцениваемым не должны быть известны источники информации о них и основания присвоения того или иного скоринг-кода.
Разработчики попытались завуалировать действительные цели, ссылаясь на выступления и статьи Президента РФ о необходимости проведения социальной политики в государстве и сетуя на отсутствие «понятных и измеримых маркеров социального внимания». Еще в докладе замечательно написано о том, что из зоны внимания в настоящий момент выпадают те, кто успешен, кто получил социальный опыт, что социальная система в стране не развита, запутана и не очень логична.
Не плохо написано, правда? Вот только предложенная платформа уж очень напоминает сеть с мелкими ячейками и зацепами, закинутую каждому под одеяло, с ваером, постепенно затягивающемся на шее.
Исполнение проекта РГСУ предполагает взять в свои руки. Не удивительно, за инициативой стоят огромные государственные, а в перспективе и коммерческие деньги от заинтересованных лиц. Однако делиться надо, поэтому создание Общественного совета, состоящего из «звёзд российского социального истеблишмента высшего и высокого уровня», разработчики считают необходимым.
О некоторых опытах по внедрению рейтинговой системы, которые идут прямо сейчас – в следующей части статьи.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты