«Народный инспектор» не дошёл до народа. Хамы и дураки на дорогах
Краткое содержание:
Жители страны могут влиять на власть
Либеральные пропагандисты для более негативного восприятия народом принципов советской власти не раз употребляли фейк, что в СССР государством управляли «простые кухарки» – это ведь сам Владимир Ильич заявил. И выдёргивают из контекста только часть высказывания фразы:
«Любая кухарка может управлять государством».
На самом деле Владимир Ильич закладывал другой смысл в своей статье по управлению государством, смысл в том, что «даже кухарка после получения образования будет иметь право на управление государством». И в статье он говорил о том, что управление государством не должно быть правом только богатых или чиновников, взятых из богатых семей, а таким правом должны обладать все граждане страны: и крестьянин, и чернорабочий, и кухарка.
И советская власть с момента рождения начала применять меры для того, чтобы простые люди и контролировали государство, и учились государственному управлению. Сначала это была рабоче-крестьянская инспекция, затем целый наркомат народного контроля, после войны – министерство народного контроля. В 1979 году был принят новый федеральный закон «О народном контроле». Быть народным инспектором было престижно.
И говоря о СССР, нельзя не вспомнить перечень общественных инициатив, которые поддерживались в народном государстве. Это и добровольная народная дружина, и народный контроль, и рабочий контроль, и добровольная противопожарная дружина, и ОСВОД, и добровольное общество автолюбителей, и общества охраны природы и многие другие.
Да взять те же самые детские и молодёжные организации: октябрята, пионеры, комсомол. Через них происходило не только воспитание молодого поколения, но происходил этап обучения, что такое государство и как надо управлять государством.
Та же Госавтоинспекция (ГАИ) образованная в 1936 году активно работала с всесоюзным добровольным обществом автомотолюбителей (ВДОАМ) по профилактике дорожных происшествий и в школах, в учебных заведениях. Добровольные помощники ГАИ имели удостоверения, определённые права и помогали инспекторам в контроле за соблюдением ПДД (правил дорожного движения).
В СССР проводилась работа по внедрению народной демократии. Всё изменилось в начале 90-х годов прошлого века – смена общественной системы и так называема «рыночная» экономика. А с ней пришли и взятки на дорогах, и полный нигилизм* части водителей по соблюдению правил безопасности. И плевок в лицо остальных членов общества через личное самоутверждение. В СМИ и в Интернете часто появляются материалы, когда водители нарушают ПДД, то гоняют по обочине, то паркуются там, где им хорошо, а другим плохо (тротуары, детские площадки и т.д.), то совершают нарушения после принятия запрещённых препаратов.
И некоторая часть пользователей встаёт на сторону этих горе-водителей и высказывает негатив в сторону сотрудников ДПС и их помощников. Что весьма печально, когда в условиях ограничения прав для адекватной реакции для хамов сотрудники ДПС получают в свою сторону кучу несправедливых обвинений и вёдра «дерьма» на свои головы.
А государство выстроило вертикаль власти, где сам народ оказался на втором плане. Самым главным элементом стало личное (власть, собственность, богатства, права, интересы). И в такой системе человек оказался один на один против всей государственной машины для избранных.
«Народный инспектор» в современной России
Количество автомобилей растёт стремительными темпами. По сравнению с СССР число автомобилей возросло за тридцать лет примерно в пять раз, на 1000 человек в наши дни приходится примерно 300 авто. А с ростом автомобилей так же стремительно и росло количество проблем по их использованию, количество ДТП и погибших, количество нарушений правил дорожного движения. Штатная численность службы ГИБДД не успевала отслеживать и сохранять безопасность населения при нарушениях ПДД.
В 2001 году был принят «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором статья 12 была полностью посвящена безопасности дорожного движения. Служба ГИБДД по мере возможностей и исходя из объёма финансирования стала больше применять технические средства фиксации нарушений. Это дало значительной положительный эффект.
По данным МВД в 2021 году более 90% нарушений ПДД выписано с помощью камер в автоматическом режиме. А общая сумма штрафов в 2021 году составила более 128 миллиардов рублей. Надо признать, что автоматическая фиксация нарушений ПДД, которая начала применяться в стране в 2008 году, позволяет контролировать безопасность на дорогах страны и существенно пополнять бюджет.
При фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ).
С появлением автоматической фиксации нарушений часть автовладельцев начала техническую войну – некоторые комплексы расстреливались, поджигались или просто ломались.
В то же время другая часть населения выступила с поддержкой выявления нарушений ПДД непосредственно жителями страны и стала фиксировать нарушения на имеющиеся технические средства с последующим наказанием виновных. Было создано большое количество инициативных групп для борьбы с нарушителями. Это и широко известное общественное движение «СтопХам», и интернет-платформа «Добродел», и созданные в разных регионах России общественные группы «Народный инспектор». На базе мобильного приложения «Добродел» было создано мобильное приложение «Народный инспектор» в Татарстане. Жители сами фиксируют нарушения ПДД водителями и на этой базе нарушители штрафуются после административных процедур.
Только за три месяца 2017 года в Подмосковье было зафиксировано 7300 обращений о нарушениях (в первую очередь стоянка авто на газонах и детских площадках) и было оформлено 2000 штрафов.
На первоначальном этапе инициативу поддержали органы МВД, правительство и было дано поручение по продвижению инициативы «Народный инспектор» президентом Владимиром Путиным. В Государственную Думу в 2017 году был внесён и принят в первом чтении проект закона:
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Против инициативы выступил Верховный Суд РФ. В своём постановлении от 25.06.2019 года Верховный Суд признал, что фиксация нарушений средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи возможна только сертифицированными приборами, прошедшими поверку и не допускающими влияния постороннего лица на процесс записи. То есть телефоны, смартфоны, планшеты в эту категорию не попадают.
С учётом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется.
Таким образом, проект закона пролежал после первого чтения (а был принят голосами 329 голосов - ЗА) до весны 2023 года и был отклонён (361 голос за отклонение).
Разрекламированное властью мобильное приложение «Народный инспектор» так и не появилось кроме некоторых регионов (Москва, Татарстан).
Снимки, видео и т.д., сделанные с гаджетов, не могут считаться автоматической фиксацией нарушения, поскольку тот, кто их делает, влияет на выбор объекта съёмки.
Правда, как говорят некоторые источники, «Народный инспектор» прописан в новой редакции кодекса по административным правонарушениям. Поживём – увидим.
Ваше мнение по данному вопросу, комментируйте.