Mihall65
Mihall65Подписчиков: 817
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг492.2к

Расширение БРИКС - "не-событие" или этапная победа над Западом?

6 просмотров
1 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,27 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Фото из интернета

Что члены БРИКС хотели бы видеть от альянса. Он также указывает на то, что есть области расхождений. Реальная потенциальная проблема заключается в том, что наличие того, против чего вы выступаете, например, американского порядка, основанного на правилах, может объединять по некоторым вопросам, но не приводит к общей позиции по другим. Кроме того, страны различаются по своим экономическим и политическим позициям, а значит, и по интересам.

Одной из потенциальных проблем, например, является ожидание Китая, что он должен играть если не ведущую, то хотя бы основную роль в экономических вопросах, в частности в вопросах валютного регулирования. Это одна из причин, по которой Россия отказалась от обсуждения новой недолларовой (резервной) валюты и сосредоточилась на необходимости улучшения двусторонних платежных систем. Хотя это, безусловно, является насущной необходимостью, это также дает России и другим странам шанс разработать альтернативные схемы.

Расширение группы БРИКС в начале года за счет пяти новых государств-членов вызывает вопросы о политических и экономических последствиях. Чего ждут от расширения существующие члены? Чего ждут новые? Что означает расширение БРИКС для Запада и как может выглядеть либеральная реакция на это?

В начале года к альянсу присоединились Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ. Это был лишь второй раунд расширения после Южной Африки в 2010 году. Альянс был основан в 2009 году его одноименными странами Бразилией, Россией, Индией и Китаем.

В настоящее время в группу БРИКС входит почти 46 процентов населения планеты (только на Китай и Индию приходится 86 процентов БРИКС), 36 процентов мирового ВВП (из них только на Китай приходится 65 процентов БРИКС) и 25 процентов мировой торговли, измеряемой в терминах экспорта. Таким образом, новые члены укрепляют свою и без того доминирующую роль поставщиков в энергетическом и сырьевом секторах, особенно по сырой нефти, магнию и графиту: Около 30 других стран выразили заинтересованность в присоединении.

Аргентина не присоединилась к БРИКС. Страна подала заявку на вступление на саммите в Йоханнесбурге в августе 2023 года. В качестве одного из своих первых официальных действий новый президент Хавьер Милей отозвал заявку.

Чего ожидают от БРИКС нынешние государства-члены?

Бразилия

Бразилия под руководством президента Лулы да Силвы хочет использовать БРИКС прежде всего как платформу для объединения интересов "глобального Юга". Это призвано усилить влияние Бразилии и ее партнеров, особенно в ООН и Бреттон - Вудских институтах - Всемирном банке и МВФ. Эту цель подчеркнула поездка да Силвы в середине февраля в две новые африканские страны-члены БРИКС - Египет и Эфиопию, включая встречу в штаб-квартире Лиги арабских государств в Каире и выступление в Африканском союзе в Аддис-Абебе. Это также вписывается в повестку дня Бразилии на период председательства в G20, которое страна занимает в этом году впервые и хочет использовать в качестве выразителя интересов "глобального Юга".

Однако явная цель Бразилии в БРИКС заключается не в том, чтобы отделить себя от США и Европы. Напротив, Бразилия рассматривает БРИКС как часть решения своей стратегии диверсификации и открытости во всех направлениях. Страна стремится использовать свое значение крупнейшей и экономически сильной страны Южной Америки, богатство ресурсов и значимость в климатической политике для оказания большего политического влияния на США и Европу.

Россия

В этом году Россия председательствует в БРИКС, и президент Путин приглашает своих коллег на саммит в Казань в октябре.

Вступая в БРИКС, Россия преследует две ключевые стратегические цели, обе из которых способны серьезно повлиять на существующий мировой порядок, в котором доминирует Запад. С одной стороны, Кремль стремится открыть новые источники сбыта после того, как Европа потеряла роль основного покупателя единственного товарного российского экспорта - ископаемых энергоносителей в виде природного газа и нефти. Нацелившись на Китай и Индию, Владимир Путин уже заполучил таким образом значительных клиентов. Вряд ли Западу удастся убедить Китай и Индию, крупнейшие развивающиеся индустриальные страны Востока, не импортировать энергию из России. У обеих стран на первом месте стоят экономические интересы. Перед ними по-прежнему стоит задача вывести миллионы людей из крайней нищеты. Рост среднего класса в Азии, как и в западных индустриальных странах до нее, до сих пор был неразрывно связан с ростом потребности в энергии.

Однако еще важнее для Кремля, чем политика продаж в геополитическом соревновании между системами, - это возможность, будучи ведущей державой БРИКС, стать антитезой Запада и, как защитник "глобального Юга", придать себе - с точки зрения Кремля - моральную легитимность. Путин, очевидно, осознал, что его СВОв Украине вызвало во всем мире вопросы о моральной целостности российской модели правления. Таким образом, Россия использует возникающие конфликты, такие как конфликт между Израилем и ХАМАС или нестабильная ситуация в Сахельском регионе, чтобы с помощью дезинформации и пропаганды представить себя защитником "бедного Юга" против "западного капитализма". Это тем более легко, что многие другие страны-члены БРИКС возглавляют отнюдь не безупречные демократы, а автократы.

Индия

Интересы Индии в БРИКС столь же разнообразны, как и ее членство в международных институтах. Для Индии в БРИКС характерно так называемое "мультивыравнивание", то есть такая внешняя политика и политика безопасности, которая не придерживается строго одного геополитического центра силы, но характеризуется участием в различных форумах. В данном случае "многостороннее выравнивание" правительства Моди проводится по образцу индийской политики "неприсоединения" в конфликте между Востоком и Западом.

Характер индийской многовекторности также отражается в роли Индии как строителя мостов с Западом в рамках БРИКС. Будучи членом Четырехстороннего диалога по безопасности, Индия является близким партнером США, Японии и Австралии в Индо-Тихоокеанском регионе и стремится ограничить растущее влияние Китая в Индо - Тихоокеанском регионе. Индия рассматривает Китай как скрытую угрозу, а не как настоящего союзника.

Китай

Пекин доминирует в БРИКС. Хотя Китай недавно перестал быть самой густонаселенной страной в группе БРИКС, он, безусловно, является самой сильной в экономическом плане. Китайская экономика больше, чем экономика России, Индии, Южной Африки и Бразилии вместе взятых. Китай также имеет самый большой вес на международной арене. Доминирование Китая в группе не изменилось в результате расширения. Наоборот: такие страны, как Эфиопия, Египет и Иран, экономически и в некоторых случаях финансово зависят от Китая. Эта зависимость может стать еще более сильной в результате сближения благодаря БРИКС.

Китай заинтересован в том, чтобы в расширенной группе БРИКС большинство составляли антиамериканские страны. Это связано с тем, что Пекин продолжает придерживаться конфронтационного курса по отношению к США и Западу в целом. В случае дальнейшей эскалации конфликта с США или обострения ситуации в Тайваньском проливе Китай рассматривает группу БРИКС как своего рода "страховой полис" от международной изоляции. Она уже доказала, что является такой страховкой для России.

Южная Африка

ЮАР, маленькая буква "S" среди крупных государств-основателей БРИКС - Бразилии, России, Индии и Китая, - получила приглашение присоединиться к альянсу в 2010 году и в следующем году впервые приняла участие во встрече БРИКС в Китае.

Присоединившись к БРИКС на ранней стадии, Южная Африка надеялась укрепить свои экономические отношения, в частности, с этими крупными развивающимися экономиками.

Пятая встреча стран БРИКС в 2013 году в Дурбане (ЮАР) прошла под девизом "БРИКС и Африка - партнерство для интеграции и индустриализации". ЮАР рассматривала себя как ворота на африканский континент с его огромным потенциалом экономического развития благодаря растущим потребительским рынкам и богатым сырьевым ресурсам. Страна надеялась, что ее более тесные связи с важными глобальными игроками будут способствовать развитию континента.

Помимо экономических интересов, большую роль в присоединении к альянсу теперь играют и политические интересы правительства ЮАР. Лидеры Африканского национального конгресса (АНК), который находится у власти с 1994 года, прошли обучение в Советском Союзе и находятся под его идеологическим влиянием. Партия по-прежнему рассматривает себя как освободительное движение - освобождение от апартеида, колонизации и влияния так называемого "Запада".

Чего ожидают от БРИКС новые государства-члены?

Египет

Египет надеется получить как экономические, так и геостратегические преимущества от вступления в группу БРИКС. Будучи крупнейшей и самой густонаселенной страной Ближнего Востока и учитывая свое географическое положение на стыке Африки и Азии, Средиземного и Красного морей, включая глобальный торговый путь через Суэцкий канал, Египет особенно подвержен влиянию геополитических событий.

Таким образом, вступление в БРИКС также подкрепляется традиционным стремлением Египта к геостратегической многополярности и максимально возможной внешнеполитической автономии, что аналогично ведущей роли Египта в Движении неприсоединения в разгар конфликта между Востоком и Западом.

Эфиопия

Эфиопия приобретает все большее геостратегическое значение как одна из основных стран Африканского Рога и благодаря близости к Красному морю и Ближнему Востоку. Кроме того, столица страны Аддис-Абеба является резиденцией Африканского союза. Страна с населением около 120 миллионов человек демонстрирует ежегодные темпы роста более 5 процентов и уже стремится к дальнейшему развитию своей быстрорастущей экономики на этом фоне. В то же время даже вступление в ВТО еще далеко от завершения.

Тот факт, что Эфиопия была выбрана для вступления в этот раунд БРИКС из примерно 30 потенциальных членов, конечно, не в последнюю очередь объясняется ее тесными экономическими связями с тяжеловесом БРИКС Китаем. В рамках своей инфраструктурной инициативы "пояс и путь" Китай вложил значительные средства в Эфиопию, в том числе в железнодорожную ветку к морскому порту в соседнем Джибути и метро в столице. Даже офисное здание Африканского союза было построено китайским правительством.

Иран

Для Ирана за мотивацией вступления в альянс БРИКС также стоят очевидные экономические и геополитические интересы. На фоне конфликта между Ираном и Западом Иран надеется, что БРИКС, который он рассматривает как противовес доминирующему на Западе порядку, изменит баланс сил в его пользу и тем самым уменьшит его международную изоляцию. С этим тесно связана надежда на то, что альянс также смягчит экономические последствия западных санкций. Режим в Тегеране надеется, что партнерство со странами БРИКС приведет к увеличению инвестиций и технологического опыта, особенно в области энергетики и развития инфраструктуры. Доступ к новым рынкам благодаря членству также повышает надежды на восстановление и диверсификацию экономики.

Членство в БРИКС также может придать новый импульс застопорившемуся сближению или взаимопониманию с Саудовской Аравией, которое было поддержано, если не инициировано, Китаем, и еще сильнее подчеркнуть роль Ирана как важной региональной державы. Этот аспект особенно актуален в израильско - палестинском конфликте, в котором Иран активно поддерживает все три террористических актора (ХАМАС, "Хезболла" и Хуситов) финансово.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия стремится к более тесному сотрудничеству со странами БРИКС, чтобы ускорить диверсификацию своей экономики и снизить зависимость от нефти. Будучи ведущим экспортером нефти, Саудовская Аравия рассматривает присоединение к БРИКС как возможность развивать свою экономику на более широкой основе и открывать новые торговые возможности. Кроме того, членство в группе БРИКС может помочь Саудовской Аравии укрепить свои региональные амбиции и играть более значительную роль на геополитической арене.

Объединенные Арабские Эмираты

Мотивы ОАЭ для вступления в организацию носят в первую очередь экономический характер. Членство в БРИКС открывает возможность расширить доступ к крупным и быстрорастущим рынкам группы БРИКС. Это может создать новые возможности для заключения двусторонних торговых соглашений и инвестиций, а также помочь ОАЭ в диверсификации экономики в сторону от нефти. Кроме того, страна рассчитывает получить выгоду от растущей "дедолларизации" и продвижения торговли в местных валютах в рамках группы БРИКС. Это поможет снизить зависимость от западных валют и укрепить устойчивость ОАЭ к экономическим санкциям и колебаниям на валютных рынках.

Что означает расширение для будущей политической и экономической роли БРИКС?

Как показывает приведенный выше индивидуальный анализ интересов стран-членов БРИКС, между ними есть некоторые сходства, но также и значительные расхождения. Кроме того, внутри группы БРИКС существуют некоторые конфликты, например, между Индией и Китаем в Гималаях, между Египтом и Эфиопией из-за плотины на Ниле, а также религиозные противоречия, между Ираном и Саудовской Аравией, для которых организация БРИКС пока не смогла выработать решения. В целом, у организации нет общей ориентации или манифеста принципов. Все, что объединяет страны БРИКС, - это заинтересованность в более сильном представительстве политических и, в частности, экономических сверхдержав и средних держав в глобальных многосторонних организациях, особенно в ООН и Бреттон - Вудских организациях, таких как Всемирный банк и Международный валютный фонд, или в создании альтернативных структур, таких как Новый банк развития.

Страны БРИКС также заинтересованы в укреплении двустороннего экономического сотрудничества и трехсторонних сделок для развития и обеспечения безопасности рынков сбыта и закупок, включая финансовые решения по предоставлению инфраструктурного капитала и помощи в ликвидности. Цель БРИКС - стать более независимыми от доминирующей роли западных финансовых рынков и рынков капитала. Новые платежные потоки и фонды должны быть созданы путем учреждения валюты БРИКС в качестве альтернативы доллару, более активного ведения торговли внутри БРИКС в своих собственных валютах и более сильной капитализации Нового банка развития в качестве собственного банка развития БРИКС.

Сомнительно, что эта цель имеет смысл или вообще осуществима. Учитывая доминирующую роль доллара как мировой валюты и длительный процесс создания новой валюты, пользующейся доверием международных партнеров - как показывает даже пример евро, - далеко идущий отрыв от Запада в области финансовой и монетарной политики представляется нереальным в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Капитализация Нового банка развития, составляющая 100 миллиардов долларов США, все еще ограничена по сравнению с другими институтами развития. Кроме того, пример еврозоны показывает, насколько сложно осуществлять координацию денежно-кредитной политики без руководящих принципов экономической политики. Это тем более справедливо для таких экономически, географически и политически различных игроков, как группа БРИКС.

Либеральная реакция на БРИКС.

Формальное сотрудничество многосторонних институтов и западного сообщества государств с группой БРИКС в настоящее время немыслимо. С одной стороны, это связано с неоднородностью интересов внутри группы БРИКС и, в частности, с интересами некоторых государств БРИКС, которые явно направлены против институтов и ценностей Запада. Во-вторых, межинституциональное сотрудничество будет осложнено отсутствием организационной структуры БРИКС. На сегодняшний день альянс не имеет ни постоянного представительства, ни секретариата, а функционирует на основе ротации председателей стран-участниц.

С либеральной точки зрения, цель должна заключаться в том, чтобы дать отдельным странам БРИКС, таким как Бразилия и африканские государства-члены, возможность более тесно участвовать в глобальном управлении многосторонними организациями. За словесной поддержкой Запада должны последовать действия. В то же время государства БРИКС, претендующие на более широкое участие, должны осознать, что большее право голоса, включая представительство в многосторонних органах принятия решений и управления, всегда должно сопровождаться большей ответственностью.

Также важно расширять политические и экономические отношения между Западом и отдельными государствами БРИКС, которые не выступают открыто против Запада и его ценностей, чтобы сделать их союзниками, а не противниками. Многие государства БРИКС, особенно из числа новых членов, присоединились к альянсу не по идеологическим убеждениям и не потому, что ожидают от БРИКС экономических выгод (как бы важно и законно это ни было). Скорее, они хотят продемонстрировать Западу, что у них есть альтернативы, если он не сделает им подходящих и привлекательных политических и экономических предложений. В этом случае возникает риск создания вакуума, который с радостью заполнят другие страны, в частности Китай.

Раунд расширения БРИКС как тревожный сигнал для Запада.

В заключение можно сказать, что БРИКС пока не представляет угрозы для Запада ввиду неоднородности его состава и интересов, а также пока еще слабой организационной структуры. Тем не менее, это следует рассматривать как предупреждающий знак для Запада о том, что помимо идеологических соперников - Китая, России и Ирана - многие средние державы, имеющие связи с Западом, также ищут альтернативные или дополняющие друг друга союзы государств. Двойное членство в союзах государств в принципе возможно, но только при условии, что БРИКС будет рассматривать себя как представителя интересов "глобального Юга", а не как группу - особенно в политическом плане - враждебную Западу в геополитическом соревновании между системами. Пока неясно, в каком из этих двух направлений будет развиваться БРИКС. Однако и сам Запад должен проявить активность, делая политические и экономические предложения государствам БРИКС, которые принципиально готовы к сотрудничеству. Это тем более важно, что в будущем группа БРИКС, вероятно, продолжит расти, учитывая интерес, проявляемый десятками других стран во всех частях света к присоединению к ней.

Поэтому последний раунд расширения БРИКС должен стать тревожным сигналом для Запада и не должен быть проигнорирован как "незначительное событие". Надежда на то, что "суперзвезды" внутри БРИКС (особенно Китай и Индия) будут блокировать друг друга и что разнообразие мнений и интересов отдельных членов предотвратит усиление политического и экономического влияния группы БРИКС, может оказаться обманчивой в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Ив Смит

По материалам зарубежной прессы.

Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.

Понравилась публикация?
3 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽
Карина Юрьевна
Подписчиков 5903
29.05.2024, 14:59
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.1М
Фархад Ахмедов, российский предприниматель и миллиардер, выиграл судебный спор ...
Подробнее
Неинтересно
-1
21
Brave spirit
Подписчиков 219
31.05.2024, 23:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг667.6к
Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета Безопасности России, выразил ...
Подробнее
Неинтересно
0
9
Brave spirit
Подписчиков 219
31.05.2024, 23:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг667.6к
Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета Безопасности России, выразил ...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Brave spirit
Подписчиков 219
31.05.2024, 23:35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг667.6к
Давайте подведем итоги сегодняшних заявлений Дмитрия Медведева относительно ухудшения отношений с Западом:1.
Подробнее
Неинтересно
0
Карина Юрьевна
Подписчиков 5903
29.05.2024, 14:59
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.1М
Фархад Ахмедов, российский предприниматель и миллиардер, выиграл судебный спор ...
Подробнее
Неинтересно
-1
21
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 405
29.05.2024, 14:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг651.6к
Президент России Владимир Путин возмутился тем, что Запад во главе с США оказывает ...
Подробнее
Неинтересно
-1
2