А действительно ли велик Голливуд.
Как известно, деньги и руки к созданию американской "фабрики грез" приложили выходцы из Российской империи. И в дальнейшем, владельцы киностудий из Лос-Анджелеса не считали зазорным использовать чужие разработки.
27 апреля 1999 года в Петербурге на 90 году скончался, скромный при профессиональной жизни, ветеран и легенда советского кинематографа. Времена были непростые, и на его уход, мало кто обратил внимание на Родине. Однако, семья получила телеграммы с соболезнованиями из США, где не скрывалось, что Павла Владимировича Клушанцева всегда ценили. Он уже в детские годы проявил удивительную заинтересованность к технике, изобретя несколько механизмов собственной конструкции, занимался самообразованием и молниеносно поглощал всяческую литературу, какую мог обнаружить дома, в гостях или в библиотеках. А ведь на дворе были 20-е годы прошлого века. И к 18, уже точно знал, чем займется в жизни. Поэтому, он и закончил Ленинградский фото-кинотехникум, ныне Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Его в 1941 году не взяли добровольцем, так как в детстве переболел костным туберкулезом. Так 30 летний Павел Клушанцев остался в родном Ленинграде и вскоре окажется вместе с семьей в кольце блокады. Снимал на пленку для потомков ужасающую реальность, что будет потом использована на процессах против нацистов и их пособников, как вещественные доказательства, и умудрялся при пайке в 200 граммов хлеба в день, не только работать, но и обдумывать и пытаться применить новые приемы для улучшения работы оператора. В феврале 1942 года будет эвакуирован в Новосибирск, где займется в будущем Академгородке выпуском военно-учебных фильмов. Вернувшись через 2 года на "Леннаучфильм" продолжит внедрять новаторские приемы съемки и технические приспособления собственной конструкции, изобретя люминесцентный метод, когда луч из волоконного зонда проникает сквозь образец и будет с помощью узкополосного фильтра объектива направляться на фотоумножитель. Свои открытия Клушанцев сумел реализовать в фильмах "Вселенная" 1951 года и "Дорога к звездам" 1957. Примет в качестве консультанта в лентах: "Планета бурь", "Луна", "Марс", "Вижу Землю!", "Веление времени", что за океаном передерут в полном объеме для подробного изучения, и не испытывая и доли смущения от плагиата, используют в своей продукции, потом не указывая автора в титрах. Его идеи к интересом слушали Сергей Королев, заместитель последнего - Михаил Тихонравов, академики в области астрономии и электроники Кардашёв, Котельников и Шкловский. Давал ценные советы ленинградским художникам-оформителям научно-популярной литературы. Ставшие знаменитыми: Стэнли Кубрик - автор "Космической одиссеи"; Джордж Лукас, снявший "Звездные войны" и трилогию про Индиану Джонса; Ридли Скотт ("Дюна", "Легенда", "Чужой", где много спецэффектов), а также Роберт Скотак, реализовавший наработки Клушанцева в "Терминаторах", не отрицали, что русский гений - их учитель. Вся перечисленная компания в 80-90 неоднократно посещала город на Неве, напрашиваясь в гости к Мастеру, чтобы любым способом заполучить его архив, записи и рисунки об идеях и изобретениях, не забывая опорочить конкурентов, желая быть единственными обладателями бесценного материала.