Поверка водосчётчиков. Как не попасть на «счётчик»
Краткое содержание:
Учёт и контроль — вот главная задача экономики
Никто спорить не будет, что установка приборов учёта потребляемых ресурсов выгодна и для потребителя, и для исполнителя поставляемых ресурсов. Пятнадцать лет назад, в 2009 году в стране был принят федеральный закон №261 об энергосбережении, где депутаты Государственной думы поставили задачу через два года добиться полного учёта потребления энергоресурсов в стране. Не шатко, не валко через два года вышло постановление Правительства №354 о «Правилах предоставления коммунальных услуг», и постепенно владельцы квадратных метров жилья начали устанавливать приборы учёта.
Однако и сейчас приборы учёта стоят не у всех. Есть исключения по установке приборов для аварийных домов. По мнению экспертов, в Москве оснащены приборами учёта более 90% жилого фонда, по стране – более 50%. Для жителей домов выгода есть. Я поставил 4 прибора учёта в 2011 году, и разница по оплате по нормативам и по счётчикам довольно существенная: оплата снизилась в 3–4 раза.
Есть определённые обязанности к потребителям ресурсов. Постановлением 354 установлено, что потребитель ежемесячно снимает показания приборов учёта и передаёт полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу с 23-го по 26-е числа. Но эта норма напрягает не сильно, снял в нужный отрезок времени и передал. Есть определённая группа граждан, которая недовольна такой процедурой, но она есть и это реальность. В последние годы начали появляться и интенсивно устанавливаются так называемые «умные» (интеллектуальные) приборы учёта, которые по определённой программе самостоятельно автоматически передают показания по беспроводной сети.
Но кроме этой нормы действующего законодательства существовало ещё одно, с которым возникали споры с ресурсоснабжающим организациями и управляющими организациями. По действующему законодательству все приборы учёта должны периодически проходить поверку. В стране действует федеральный закон №102 от 2008 года об обеспечении единства измерений, который устанавливает нормы при учёте количества энергетических ресурсов, в частности проведение поверок действующих приборов.
А постановление №354 имело норму закона, что после проведения поверки потребитель был обязан представить документ в управляющую организацию. Не представил (забыл, потерял и т.д.) – и через три месяца расход ресурсов начнут считать по нормативам. Многочисленные судебные споры решались в пользу коммунальщиков.
Нашёлся один гражданин в Москве, который не согласился с установленными правилами коммунальщиков. А именно подпункт "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. В 2021 году он выполнил поверку счётчика горячей воды в квартире и не представил в управляющую организацию свидетельство о прохождении поверки. И соответственно расчёт начал приходить по нормативам.
Возмутился товарищ таким поведением и обратился в Верховный суд РФ. Привёл свои доказательства, что в 2019 году федеральным законом №496 в основной закон об обеспечении единства измерений внесены изменения и в 2020 году в стране организован Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, который получил название ФГИС "Аршин". А там регистрируются все изменения по приборам учёта и контроля. В стране взят курс на приоритет электронного документооборота, а граждан заставляют с бумажками бегать.
Верховный суд первоначально не согласился с доводами гражданина и отказал. Но товарищ был упрямый и подал апелляцию. И Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ нашла доводы истца убедительными и приняла новое решение – апелляционную жалобу удовлетворить. И соответственно решение Верховного суда отменить и признать с сентября 2022 года не действующим подпункт "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление №354).
Определение Апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 1 сентября 2022 г. № АПЛ22-283.
Бюрократическое колесо скрипнуло и повернулось, в 2023-м внесены изменения в постановление правительства 354, и с 2024 года потребители коммунальных услуг не обязаны представлять свидетельство о поверке (или другой документ) исполнителям коммунальных услуг. Всю эту информацию они должны получать в электронном виде из информационного фонда.
Мелочь, но хорошо. Часть споров из-за неправильного начисления оплаты по нормативам будут сняты. Теперь надо ждать, когда решат вопрос о стоимости и платежах за поверку приборов учёта. В интернете прошла информация, что в Госдуму внесён законопроект о передаче функций по проведению поверок на исполнителей коммунальных услуг (ресурсоснабжающая или управляющая организация) и соответственно снятия оплаты за процедуру с потребителей.
Уникальность текста: 100.0%
Видео – некоторые советы для потребителей.
Полезная информация
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты